ЗИЛ-ММЗ-554 » Устройство и техническое обслуживание » Распределитель
Устройство. Распределитель служит для направления потока рабочей жидкости от насоса к подъемнику автомобиля или прицепа или для направления потока жидкости в бак, соединения полостей подъемников с баком, а также для ограничения давления в гидравлической системе опрокидывающего устройства и фиксации кузовов автомобиля и прицепа в определенных положениях (крайних или в промежуточных). Распределитель крепится под полом кабины и соединен трубопроводами с насосом, баком, подъемником и ограничительным клапаном, а также с трубопроводом гидравлического вывода для соединения с гидравлической системой опрокидывающего устройства прицепа.
На автомобиле-самосвале ЗИЛ-ММЗ-554 установлен золотниковый двухсекционный четырехпозиционный распределитель Р75-В2А (рис. 1) с фиксацией золотников в рабочих положениях с помощью механического фиксатора с шариками.
Основными узлами распределителя являются: корпус 2, верхняя крышка 23, нижняя крышка 32, золотники 3, механизм ручного управления золотниками, перепускной и предохранительный клапаны.
В чугунном корпусе 2 размещены основные узлы распределителя. В корпусе имеются расточки, сверления и полости и пять сквозных отверстий. В двух вертикальных расточках К и Л размещены золотники 3, при помощи которых распределяются потоки рабочей жидкости. Золотники и их гнезда в корпусе представляют собой прецизионные пары. Диаметры гнезд разбиты по наименьшему диаметру на 20 размерных групп. На столько же групп -разделены и золотники по наружному диаметру. Соответственно номерам групп подбирают и притирают золотниковую пару. Номер группы наносится в виде клейма на нижнем торце корпуса распределителя у соответствующих гнезд, а у золотников номер группы нанесен на хвостовике. Для получения лучшей герметичности номер группы золотника выбирают на 1-2 ед. больше номера группы гнезда в корпусе. В вертикальной расточке Д размещен перепускной клапан. В нижнюю часть расточки запрессовано гнездо этого клапана. В вертикальной расточке В .размещен предохранительный клапан 15. Расточки В и Д соединены между собой сверлениями.
Сверленый канал диаметром 8 мм, изолированный от напорной и сливной полостей корпуса, соединяет верхнюю и нижнюю крышки распределителя. Он служит для уравновешивания давлений в крышках распределителя и предотвращения односторонних нагрузок на торцы золотника. Крышки распределителя являются гидравлически взаимосвязанными полостями, находящимися под давлением, равным давлению сливной магистрали.
По мере загрязнения фильтра бака для рабочей жидкости давление в сливной магистрали увеличивается до 3—5 кпс/см2 (до давления срабатывания перепускного клапана бака). Импульс давления, возникший в полости нижней крышки 32, по соединительному каналу передается в полость верхней крышки 23 распределителя. Таким образом сохраняется осевая уравновешенность золотников и их фиксация не нарушается.
Кроме вертикальных расточек в корпусе распределителя выполнены горизонтальные сверления, соединяющие вертикальные сверления и полости. Эти сверления закрыты пробка,ми 4 с уплотнительными кольцами 5, коническими пробками, крышками. Горизонтальные полости О и И, соединяющие все три вертикальные сверления Д, К и Л. имеют резьбовые выходы на поверхность корпуса, в которые ввернуты угольники, а в них ввернуты наконечники трубопроводов высокого давления.
Золотник представляет собой цилиндрический плунжер из легированной стали и имеет проушину для соединения с рычагом
27, шесть рабочих поясков, шесть шеек и хвостовик. В теле золотника размещаются устройства для фиксации и автоматического возврата золотника.
Каждый золотник управляет одним подъемником автомобиля или прицепа три помощи рукоятки управления, выведенной в кабину водителя, и может быть установлен в одно из четырех положений.
Перепускной клапан распределителя состоит из клапана 13, (рис. 1), имеющего направляющий хвостовик, цилиндрическую часть (поршень) с жиклерным отверстием диаметром 2,5 мм и запорную коническую часть, направляющей втулки , пружины 12, пробки, гнезда клапана 14, уплотнительных резиновых колец 10 и упора 9. Перепускной клапан и его направляющая — это еще одна прецизионная пара распределителя.
Параллельно перепускному клапану включен предохранительный клапан, образующий совместно с ним предохранительное устройство распределителя, которое состоит из шарика 16, направляющей 15, пружины 17, регулировочного винта 18, прокладок 22 и предохранительного колпачка 21. При повышении давления шарик отходит от своего гнезда и перепускает жидкость в бак, предохраняя гидравлическую систему от перегрузок.
Верхняя крышка 23 распределителя крепится к корпусу болтами 8 с шайбами 7. В каждом из двух приливов крышки размещен рычаг 27 механизма ручного управления золотниками, резиновое уплотнительное кольцо 25 и чугунные кольца 24 и 26. Отверстия в приливах крышки закрыты фланцами и уплотнены резиновыми чехлами 31. Зазор между сферами рычага и крышки регулируется стальными прокладками.
Рукоятки механизма ручного управления надеваются на хвостовики рычагов 27 с шпонками 30 и закрепляются гайками 28 с пружинными шайбами 29. Сферические концы рычагов введены в зацепление с проушинами золотников распределителя.
Нижняя крышка 32 распределителя является приемником сливающейся жидкости и опорой для пружин золотника. Она надета на шпильки 19, ввернутые в корпус распределителя, и закреплена гайками 20. Между корпусом распределителя и крышками установлены паронитовые прокладки 1 и 6.
Похожие статьи: