ЗИЛ-ММЗ-554 » Устройство и техническое обслуживание » Устройство коробки отбора мощности
Устройство. Коробка отбора мощности (рис. 1) с установленным на ней насосом крепится болтами и шпильками с гайками к привалочной поверхности правого люка коробки передач. В картере 19 (рис. 2) коробки на оси на двух шариковых радиальных подшипниках 2 установлена промежуточная шестерня 4.
Подшипники упираются в буртик оси и удерживаются стопорным кольцом 6. Внутри шестерни подшипники упираются в стопорное кольцо 3. Промежуточная шестерня постоянно зацеплена с ведомой шестерней 12, которая вращается в двух шариковых радиальных подшипниках 11 и 13, установленных в картере. От продольных перемещений эти подшипники удерживаются стопорными кольцами 10 и 14. Отверстие в картере закрыто крышкой 16 с прокладкой 15. Крышка крепится болтами 18 с пружинными шайбами 17.
Ось 1 вместе с промежуточной шестерней 4 может перемещаться вдоль оси. При перемещении вперед (на рисунке вправо) шестерня 4 входит в зацепление с шестерней 5 блока заднего хода коробки передач и передает крутящий момент валу насоса.
Для предотвращения вытекания масла из-под оси 1 в проточке картера установлено резиновое уплотнительное кольцо 20 круглого сечения и отверстие в картере закрыто пробкой 8 с алюминиевой прокладкой 7.
Картер 19 имеет два взаимно перпендикулярных фланца: один для крепления коробки отбора мощности к коробке передач, а другой для установки насоса 1 (см. рис. 1).
Между фланцем коробки отбора мощности и прпвалочной плоскостью коробки передач, а также между фланцами насоса и коробки установлены прокладки 9 (см. рис. 2) из непропитанного картона толщиной 0,5 мм.
Картер коробки отбора мощности сообщается с картером коробки передач. Сыаэка деталей обеих коробок производится разбрызгиванием масла, находящегося в картерах коробок. Масло заливают через отверстие, закрытое пробкой 4 (см. рис. 7) до уровня этого отверстия. Через него же в процессе эксплуатации контролируют уровень масла. Общий заправочный объем обеих коробок больше объема коробки передач, поэтому заливать масло в коробки нужно на 0,3 л больше того количества, которое указано в «Инструкции по эксплуатации автомобиля ЗИЛ-130 и его модификаций» для заправки коробки передач.
Рычаг 11 (см. рис. 1) коробки отбора мощности установлен в кабине водителя справа от рычага коробки передач на кронштейне 9, который двумя болтами 8 крепится в картеру коробки передач. Перемещения рычага ограничены ограничителем 10. Люк в лолу кабины для выхода рычага 11 закрыт крышкой с уплотнителем. В .рабочих положениях рычаг 11 удерживается фиксатором 14, который поджимается пружиной 13. Нижний конец рычага И соединён с осью 5 промежуточной шестерни при помощи пальца в со шплинтом 7.
Для включения коробки отбора мощности фиксатор 14 отжимают вверх и выводят из гнезда ограничителя 10. Затем рычаг 11 переводят в заднее положение (положение II).
Для бездарного включения коробки отбора мощности нужно при работающем двигателе .предварительно выжать педаль сцепления, а после включения коробки — плавно отпустить педаль сцепления и увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя.
Подъем кузова следует производить на средней частоте вращения коленчатого вала двигателя (2200—2500 об/мин).
Педеед началом подъема кузова следует отпереть соответствующий борт для беспрепятственного ссыпания груза.
Не допускается включать коробку отбора мощности при включенном сцеплении, так как это может вызвать поломку или ускоренный износ шестерен коробки отбора мощности и насоса. После окончания подъема кузова, а при работе с прицепом после окончания подъема кузовов автомобиля и прицепа коробку отбора мощности необходимо выключить также при выключенном сцеплении.
Похожие статьи: