Автопоезд МАЗ » Трансмиссия » Сцепление – I
К сцеплению предъявляют следующие требования: обеспечение плавного включения;
полное выключение, т. е. полное отсоединение (без «ведения») ведомых деталей от ведущих;
надежная работа (особенно при интенсивном нагреве) в процессе переключения передач в тяжелых условиях эксплуатации, высокая износостойкость пар трения; обеспечение снижения динамических нагрузок в трансмиссии, а также минимальных масс и моментов инерции ведомых элементов сцепления;
возможность применения приводов, позволяющих снизить усилия водителя при включении и выключении сцепления.
На большегрузных автомобилях преимущественное распространение получили фрикционные сцепления с механическим сжатием дисков с помощью периферийно расположенных нажимных пружин.
Сцепление, включающееся посредством периферийных нажимных пружин при непосредственном давлении их на нажимной диск и выключающееся с помощью жестких рычагов, по сравнению со сцеплениями, имеющими центрально расположенные нажимные пружины, обладает следующими преимуществами:
гарантируется необходимый отвод нажимного диска при выключении сцепления;
обеспечивается равномерное прижатие нажимного диска к накладкам.
Ниже приведена техническая характеристика сцепления, установленного на автомобилях МАЗ.
Сцепление ЯМЗ-2Э8Н (рис. 1) двухдисковое, фрикционное, с периферийным расположением цилиндрических пружин, установлено в литом чугунном картере. Нажимной и средний ведущий диски сцепления отлиты из специального чугуна. На наружной поверхности дисков равномерно расположены по окружности четыре шипа, которые входят в пазы маховика. Такое соединение дает возможность перемещаться дискам в осевом направлении с одновременным обеспечением передачи крутящего момента от маховика к ведущим дискам. На нажимной ведущий диск 19 постоянно действуют пружины 11, опирающиеся другим концом на кожух 16. Между поверхностями фрикционных накладок ведомых дисков и рабочими поверхностями маховика, среднего и нажимного дисков возникает сила трения, необходимая для ^передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач. Для установки пружин 11 в кожухе сцепления имеются направляющие стаканы, а в нажимном диске – направляющие стержни.
Для предохранения пружин от нагрева и отпуска, возможных при длительном буксовании автопоезда, под каждую пружину со стороны диска подложена теплоизоляционная прокладка из прессованного асбестового картона.
Ведомые диски 21 и 22 установлены на шлицах первичного вала в определенном положении. Они состоят из ступицы 5 (рис. 2), диска 10 с фрикционными накладками и демпфера крутильных колебаний. Во избежание коробления при нагреве, а также для уменьшения жесткости в осевом направлении на диске имеются радиальные прорези.
Демпфер крутильных колебаний предохраняет сцепление от воздействия крутильных колебаний, передающихся от коленчатого вала двигателя, з также обеспечивает более плавное включение сцепления и создает благоприятные условия для работы зубчатых зацеплений передач.
На ступице 5 ведомого диска демпфера по одну сторону фланца установлен диск 10 с фрикционными накладками, по другую – диск 4 демпфера. Диски 10 и 4 соединены тремя специальными заклепками 9 и могут проворачиваться относительно ступицы, что обусловлено зазорами между заклепками полукруглыми вырезами во фланце.
В шести прямоугольных окнах дисков и фланце ступицы установлены с предварительным натягом шесть витых цилиндрических пружин 7. Через эти пружины усилие от диска 10 передается к фланцу ступицы 5. Пружины предохранены от выпадания штампованными обоймами 2. Между фланцем ступицы и обоими дисками расположены стальные фрикционные кольца 3, зажатые при помощи двенадцати тарельчатых пружин 6, стянутых шестью специальными болтами 8 с гайками 7.
Так как диски 10 и 4 не связаны жестко со ступицей 5, то возникающие крутильные колебания вызывают деформацию пружин и угловые смещения дисков относительно ступицы, что сопровождается трением между сжатыми поверхностями дисков и фрикционных колец и гашением колебаний.
Необходимый момент трения, равный 50 – 100 Н-м, обеспечивается при сборке ведомого диска затяжкой гаек 7, сжимающих тарельчатые пружины б, до последующей развальцовкой выступят.
Похожие статьи: