Автопоезд МАЗ » Трансмиссия » Сцепление – I

К сцеплению предъявляют следующие требования: обеспечение плавного включения;

полное выключение, т. е. полное отсоединение (без «ведения») ведомых деталей от ведущих;

надежная работа (особенно при интенсивном нагреве) в процес­се переключения передач в тяжелых условиях эксплуатации, высокая износостойкость пар трения; обеспечение снижения динамических нагрузок в трансмиссии, а также минимальных масс и моментов инер­ции ведомых элементов сцепления;

возможность применения приводов, позволяющих снизить уси­лия водителя при включении и выключении сцепления.

На большегрузных автомобилях преимущественное распростра­нение получили фрикционные сцепления с механическим сжатием дис­ков с помощью периферийно расположенных нажимных пружин.

Сцепление, включающееся посредством периферийных нажимных пружин при непосредственном давлении их на нажимной диск и вы­ключающееся с помощью жестких рычагов, по сравнению со сцепле­ниями, имеющими центрально расположенные нажимные пружины, обладает следующими преимуществами:

гарантируется необходимый отвод нажимного диска при выклю­чении сцепления;

обеспечивается равномерное прижатие нажимного диска к нак­ладкам.

Ниже приведена техническая характеристика сцепления, установ­ленного на автомобилях МАЗ.

Сцепление ЯМЗ-2Э8Н (рис. 1) двухдисковое, фрикционное, с периферийным расположением цилиндрических пружин, установлено в литом чугунном картере. Нажимной и средний ведущий диски сцеп­ления отлиты из специального чугуна. На наружной поверхности дис­ков равномерно расположены по окружности четыре шипа, которые входят в пазы маховика. Такое соединение дает возможность переме­щаться дискам в осевом направлении с одновременным обеспечением передачи крутящего момента от маховика к ведущим дискам. На нажим­ной ведущий диск 19 постоянно действуют пружины 11, опирающи­еся другим концом на кожух 16. Между поверхностями фрикционных накладок ведомых дисков и рабочими поверхностями маховика, сред­него и нажимного дисков возникает сила трения, необходимая для ^передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач. Для установки пружин 11 в кожухе сцепления имеются направляющие стаканы, а в нажимном диске – направляющие стержни.

Для предохранения пружин от нагрева и отпуска, возможных при длительном буксовании автопоезда, под каждую пружину со стороны диска подложена теплоизоляционная прокладка из прессованного ас­бестового картона.

Ведомые диски 21 и 22 установлены на шлицах первичного вала в определенном положении. Они состоят из ступицы 5 (рис. 2), диска 10 с фрик­ционными накладками и демпфера крутильных ко­лебаний. Во избежание ко­робления при нагреве, а также для уменьшения жес­ткости в осевом направле­нии на диске имеются ра­диальные прорези.

Демпфер крутильных колебаний предохраняет сцепление от воз­действия крутильных колебаний, передающихся от коленчатого вала двигателя, з также обеспечивает более плавное включение сцепления и создает благоприятные условия для работы зубчатых зацеплений передач.

На ступице 5 ведомого диска демпфера по одну сторону фланца установлен диск 10 с фрикционными накладками, по другую – диск 4 демпфера. Диски 10 и 4 соединены тремя специальными заклепками 9 и могут проворачиваться относительно ступицы, что обусловлено за­зорами между заклепками  полукруглыми вырезами во фланце.

В шести прямоугольных окнах дисков и фланце ступицы установ­лены с предварительным натягом шесть витых цилиндрических пру­жин 7. Через эти пружины усилие от диска 10 передается к фланцу ступицы 5. Пружины предохранены от выпадания штампованными обоймами 2. Между фланцем сту­пицы и обоими дисками располо­жены стальные фрикционные кольца 3, зажатые при помощи двенадцати тарельчатых пружин 6, стянутых шестью специальны­ми болтами 8 с гайками 7.

Так как диски 10 и 4 не свя­заны жестко со ступицей 5, то возникающие крутильные коле­бания вызывают деформацию пру­жин и угловые смещения дисков относительно ступицы, что сопро­вождается трением между сжа­тыми поверхностями дисков и фрикционных колец и гашением колебаний.

Необходимый момент трения, равный 50 – 100 Н-м, обеспечи­вается при сборке ведомого дис­ка затяжкой гаек 7, сжимаю­щих тарельчатые пружины б, до последующей развальцовкой выступят.

Похожие статьи:

  1. Комплект коленчатый вал – маховик – сцепление
  2. Балансировка
  3. Сборка комплекта
  4. Разборка коленчатого вала, маховика и сцепления

Оставить комментарий

Рубрики
Свежие комментарии: