ЗИЛ 130 - 131 » Коробка передач » Устройство коробки передач
Коробку передач автомобиля ЗИЛ-130 завод начал выпускать с апреля 1961 г. Коробки передач автомобилей ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131 и их модификаций имеют небольшие конструктивные отличия от коробки передач автомобиля ЗИЛ 130.
Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 трехходовая, пятиступенчатая, со всеми шестернями, находящимися в постоянном зацеплении, кроме шестерен первой передачи и заднего хода.
Коробка снабжена двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач.
Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 укомплектована ручным тормозом барабанного типа (рис. 1, а).
Коробка передач (рис. 1, б) без ручного тормоза с измененной крышкой и с дополнительными рычагами управления раздаточной коробкой и передним ведущим мостом предназначена для установки на трехосные автомобили ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131. В коробках передач трехосных автомобилей привода спидометра нет, так как он устанавливается в раздаточной коробке.
Различные модификации коробок передач (рис. 2) отличаются шестернями 19 и 21 привода спидометра, рассчитанными на определенное передаточное число заднего моста.
С третьего квартала 1967 г. устанавливают передний подшипник ведомого вала коробки передач с сепаратором вместо игольчатого подшипника. В связи с этим конструктивно изменена шейка ведомого вала под подшипник и гнездо под подшипник в ведущем валу, а также устранено стопорное кольцо.
Для исключения попадания воды в коробку передач (рис. 3) при преодолении брода на автомобиле ЗИЛ-131, рычаг переключения коробки передач уплотнен резиновым чехлом со стяжными хомутами; поверхность картера коробки передач, прилегающая к картеру сцепления, а также крышка коробки, крышка люков и крышки подшипников уплотнены специальной пастой (ВТУ МХП 3336—52). Внутренняя полость коробки сообщается с атмосферой через вентиляционную трубку 17.
При всех работах, связанных со вскрытием и разборкой коробки передач, сборку производить с применением указанной уплотняющей пасты.
Все коробки передач имеют заводской порядковый номер, который выбит на верхней правой бобышке картера коробки передач.
Картер коробки передач отлит из серого чугуна марки СЧ 18-36, ГОСТ 1412—54.
Ведущий вал (рис. 4) изготовляется из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,5—0,7 мм твердость поверхностного слоя HRC 60—65, твердость сердцевины HRC 35-45.
Шестерни ведомого вала и каретка синхронизаторов 10 (рис. 5) изготовлены из стали 25ХГМ, глубина цементованного слоя 0,5—0,7 мм, твердость поверхностного слоя HRC 57—60, твердость сердцевины HRC 35—45.
Ведомый вал (рис. 6) изготовлен из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,8—1,1 мм твердость поверхностного слоя HRC 60—G5, твердость сердцевины HRC 35—45.
Промежуточный вал (рис. 7) изготовлен из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,8—1,1 ММ твердость поверхностного слоя HRC 57—60, твердость сердцевины HRC 35-45.
Блок шестерен изготовлен из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,5— 0,7 мм твердость поверхностного слоя HRC 57—60, твердость сердцевины HRC 35—45.
Ось блока шестерен заднего хода изготовлена из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,5—0,8 мм; твердость поверхностного слоя HRC 60—65.
Узел рычага переключения передач показан на рис. 8, крышка коробки передач на рис. 9.
Похожие статьи: