ЗИЛ 130 - 131 » Разборка и сборка силового агрегата » Уплотнения коленчатого вала и тонкостенные вкладыши
Уплотнения коленчатого вала. Для исключения течи масла на переднем конце коленчатого вала устанавливают резиновый сальник каркасного типа.
В зоне сальника заднего коренного подшипника на шейке коленчатого вала расположена маслосгонная спиральная канавка.
До установки коленчатого вала обоймы с асбестовой набивкой заднего коренного подшипника должны быть плотно посажены в гнезда крышки подшипника и блока цилиндров.
Набивка сальника не должна попадать между плоскостями крышки и блока цилиндров после установки вала и затяжки крышки подшипников.
Тонкостенные вкладыши подшипников изготовлены с высокой степенью точности, и поэтому их ремонт или какая-либо подгонка с опиловкой или шабровкой недопустимы. Единственным способом устранения неисправностей вкладышей является их замена.
Между шейкой коленчатого вала и вкладышем подшипника должен быть зазор в пределах: для коренных подшипников 0,026—0,100 мм, для шатунных — 0,02С— 0,083 мм. Проверка величины радиальных зазооов может производиться при помощи набора контрольных щупов, выполненных из медной фольги толщиной 0,025; 0,05; 0,075 и 0,1 мм, нарезанных в виде полосок шириной 6—7 мм и длиной, несколько меньшей ширины вкладыша. Кромки щупов должны быть зачищены абразивным оселком для предупреждения повреждения поверхности вкладыша.
Операция проверки радиальных зазоров производится так: с проверяемого подшипника снимают крышки с вкладышем н на поверхности вкладыша укладывают предварительно смазанный маслом контрольный щуп минимальной толщины (0,025 мм). После установки на место крышки с вкладышем и затяжки их болтами делают попытку провернуть вал рукой за колено, при этом болты крышек остальных подшипников должны быть отпущены. Если вал вращается слишком легко, значит зазор больше 0,025 мм. После этого щуп заменяют последовательным увеличением его толщины до тех пор, пока провернуть вал становится невозможным. Та толщина щупа, при которой вал провертывается с ощутимым усилием, принимается равной фактической величине зазора в подшипнике.
При проверке зазоров контрольными щупами рекомендуется затяжку болтов подшипников производить динамометрическими ключами для получения затяжки, равномерной и постоянной по величине. Провертывание вала во избежание повреждения поверхности вкладыша следует производить не более чем на 60—90°.
Наиболее простым и достаточно надежным методом проверки для опытного механика является проверка зазоров в подшипниках, смазанных маслом, «на ощупь». При этом считают, что при нормальных зазорах шатун (без поршня), подсобранный на шейке вала с полностью затянутой крышкой, должен плавно опускаться под влиянием собственного веса из положения горизонтального в положение нижнее, вертикальное. При нормальных зазорах в коренных подшипниках коленчатый вал при полностью затянутых крышках, без шатунов, должен проворачиваться вручную пусковой рукояткой без заметного усилия.
Похожие статьи: