ГАЗ 3102 » Механизмы и системы двигателя » Блок цилиндров и поршни
Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава AЛI4 (ГОСТ 2685—75) и подвергнут термообработке. В верхней и средней частях блока сделаны отверстия для установки гильз цилиндров. В боковых стенках и трех внутренних перегородках имеются гнезда для коренных подшипников коленчатого вала. Нижняя часть гнезд выполнена в крышках из ковкого чугуна КЧ35-10 (ГОСТ 1215-79).
Крышки растачиваются совместно с блоком, поэтому они не взаимозаменяемы и после разборки должны устанавливаться на свои места. Три средние крышки одинаковы, и во избежание перепутывания на них выбиты цифры порядковых номеров: 2, 3 и 4. К заднему торцу блока крепится картер сцепления. Отверстие в картере и торцовая поверхность, соприкасающиеся с коробкой передач, обрабатываются совместно с гнездами для подшипников коленчатого вала и поэтому перестановка картеров с блока на блок без специальной подгонки их недопустима. Расстояние от оси отверстий в подшипниках распределительного вала до оси гнезд для подшипников коленчатого вала выдерживается с высокой точностью (118±0,025 мм).
Гильзу цилиндра изготавливают из специального износостойкого чугуна. В верхней части она имеет бурт, обеспечивающий точную установку ее в блок. В нижней части имеется шлифованный пояс, в котором сделаны две проточки для уплотнительных резиновых колец. Уплотнение в верхней части обеспечивается прокладкой головки блока. Надежность этого уплотнения зависит от надлежащего вы- ступания верхнего бурта гильзы над плоскостью блока, которое обеспечивается точностью изготовления блока и гильзы.
Гильзы сортируются на пять групп. Условное обозначение групп (А, Б, В, Г и Д) маркируется на нижнем посадочном поясе.
Поршни изготавливают из алюминиевого сплава АЛ30 (ГОСТ 2685—75). Головка поршня цилиндрическая, юбка в поперечном сечении — овал, а продольном — конус. Большая ось овала расположена в плоскость, перпендикулярной к оси поршневого пальца, а большее основание конуса — внизу. В верхнюю часть юбки залито стальное кольцо, повышающее жесткость поршня и стабилизирующее его размеры при нагреве. Ось отверстия для поршневого кольца смещена от оси поршня на 1,5 мм вправо по ходу автомобиля. Под бобышками для поршневого пальца имеются приливы, которые вместе с приливами с внутренней стороны юбки служат для подгонки поршней по массе. Для улучшения приработки поверхность поршня покрывают слоем олова.
В двигатель поршень устанавливают в соответствии с отлитой на нем надписью «Перед». Поршни сортируют на пять групп по большему диаметру юбки и на четыре группы по диаметру отверстия под поршневой палец. Условные обозначения групп нанесены на днище поршня. Подбор поршней к гильзам производят из одинаковых или соседних групп.
Похожие статьи: