ГАЗ-3307, 3309 » Электрооборудование » Ремонт стартера
Стартер, подлежащий ремонту, необходимо разобрать. Детали стартера тщательно очистить от грязи и проверить. Поврежденные и изношенные детали должны быть заменены новыми. Разбирать стартер в следующем порядке.
Снять защитный кожух.
Вынуть щетки из щеткодержателей. Щетки и щеткодержатели следует пронумеровать для того, чтобы при сборке щетки были установлены на свои места.
Снять основание реле вместе с тяговым реле. Отвернуть стяжные шпильки корпуса стартера и снять крышку со стороны коллектора.
Снять корпус стартера.
Снять ось рычага привода. Предварительно пометить положение оси относительно корпуса.
Вынуть якорь вместе с приводом, при этом снять с цапфы вала якоря регулировочные шайбы со стороны привода.
Сдвинуть упорную втулку на валу якоря в сторону шестерни. Снять пружинное кольцо, которое находится под упорной втулкой, после чего снять упорную втулку и привод.
Снять крышку электромагнитного реле.
Снять запорную шайбу и контактный диск со штока.
При необходимости отвернуть в специальном приспособлении винты крепления полюсов и снять обмотки возбуждения.
Осмотр и проверку деталей стартера проводить в следующем порядке.
Корпус. С помощью контрольной лампы проверить отсутствие короткого замыкания катушек возбуждения на корпус.
Для этого необходимо контрольную лампу, включенную в цепь переменного тока 220 В, подсоединить к корпусу и выводу, расположенному на корпусе (рис. 1). Если лампа горит, значит, повреждена изоляция катушек возбуждения.
В этом случае необходимо пронумеровать полюса катушки, отвернуть винты крепления полюсов на специальном приспособлении (рис. 2) и снять обмотки возбуждения. Поврежденные места изоляции отремонтировать изоляционной лентой. После этого установить на место полюса и катушки. Затянуть винты полюсов.
Крышка со стороны коллектора. С помощью контрольной лампы проверить отсутствие замыкания изолированных щеткодержателей на корпус (рис. 3). В случае короткого замыкания следует заменить изоляционную прокладку и втулку заклепок щеткодержателя. Покачивание щеткодержателей не допускается. Щетки в щеткодержателях должны перемещаться свободно, без заеданий. Заменить втулку крышки со стороны коллектора в случае ее износа. Диаметр отверстия новой втулки после запрессовки и развертки должен быть 14 мм с чистотой обработки 2,5. Щетки, изношенные до высоты 6-7 мм, следует заменить.
Для проверки щеточных пружин необходимо надеть крышку на вал якоря. Установить щетки на место и проверить динамометром усилие пружин.
Усилие должно быть в пределах 850-1400 гс в момент отрыва пружины от щетки. Концы щеточных пружин должны нажимать на середину щетки.
Крышка со стороны привода. В крышке со стороны привода следует проверить состояние втулки (подшипника). В случае необходимости установить в крышку новую втулку, диаметр отверстия которой после запрессовки и развертки должен быть в пределах 12,5+0035 мм (чистота обработки 2,5).
Якорь. Проверить с помощью контрольной лампы отсутствие замыкания обмотки якоря на его пакет.
Для этого следует подсоединить один конец к любой ламели якоря, а другой – к пакету якоря. Лампа при этом гореть не должна (рис. 4).
Внимательно осмотреть якорь. Лобовая часть обмотки якоря по диаметру должна быть меньше пакета железа. Увеличенный диаметр лобовой части обмотки указывает на «разнос» обмотки. Такой якорь подлежит замене. Концы проводов обмоток должны быть надежно припаяны к «петушкам» коллектора.
Якорь следует проверить на отсутствие межвитковых замыканий. В случае обнаружения замыкания якорь заменить.
Коллектор якоря должен быть чистым. В случае значительной шероховатости коллектора или выступания слюды его надо проточить на токарном станке. После проточки коллектор следует прошлифовать стеклянной шкуркой зернистостью 100 до чистоты 1,25.
Биение коллектора относительно цапф вала не должно превышать 0,05 мм. Биение пакета железа якоря относительно цапф вала не должно превышать 0,25 мм. Одновременно следует проверить отсутствие прогиба вала, так как прогиб может оказаться причиной заедания привода на шлицевой части вала. Если на валу якоря, в том месте, где вращается шестерня стартера, имеется желтый налет от подшипника, то его следует удалить мелкозернистой шкуркой.
Наличие желтого налета часто приводит к заеданию шестерни на валу после пуска двигателя и к «разносу» обмотки якоря.
Привод. Его осматривают снаружи и проверяют отсутствие пробуксовки. Привод должен свободно, без заедания перемещаться по шлицевой части вала. При сильном износе втулок (подшипников) привода их необходимо заменить.
Диаметр отверстия новых втулок после запрессовки и развертки должен быть в пределах 14±006 мм, чистота поверхности отверстия 2,5.
При удерживании якоря шестерня должна свободно вращаться по часовой стрелке. Против часовой стрелки шестерня должна вращаться только вместе с якорем. Проверка муфты свободного хода на пробуксовку проводится при испытании стартера на полное торможение на стенде.
Похожие статьи: