ЗИЛ 130 - 131 » Раздаточная коробка » Устройство раздаточной коробки
На автомобиле ЗИЛ-157К ставят одно- ходовую двухступенчатую раздаточную коробку (рис. 1 и табл. 1).
Эта коробка имеет три выходных вала, вращающихся на конических роликовых подшипниках.
Автомобиль ЗИЛ-131 оборудован двухходовой раздаточной коробкой, имеющей два выходных вала, вращающихся на шариковых и цилиндрических роликовых подшипниках. Преимуществом этих подшипников является то, что они не требуют регулировки как при сборке, так и в процессе эксплуатации автомобиля, как этого требуют конические роликовые подшипники в раздаточной коробке автомобиля ЗИЛ-157К.
Обе раздаточные коробки имеют устройство против самовыключения передач. В раздаточной коробке автомобиля ЗИЛ-157К оно выполнено на ведущем валу 14 (см. рис. 1) и валу 57 привода переднего моста в виде шлиц, имеющих разную толщину и образующих уступ, в который упираются каретка 22 и муфта 56 при самовыключении. Схема расположения шестерен на различных передачах и распределение при этом крутящих моментов ‘представлены на рис. 2.
В раздаточной коробке автомобиля ЗИЛ-131 (рис. 3) устройство против самовыключения выполнено на шлицах обеих шестерен 25 и 32, расположенных на валу 5 привода переднего моста. Это устройство предохраняет от самовыключения каретку 31 включения первой передачи и каретку 23 включения привода переднего моста. Конструкция, препятствующая самовыключению второй передачи, .имеет другое устройство. На наружном венце каретки 16 включения второй передачи и сопряженном шлицевом отверстии ведомого вала 19 имеется конусное устройство, т. е. толщина зуба и ширина паза по длине на одном и том же диаметре переменная, т. е. имеется обратный конус, который и препятствует самовыключению.
Для предотвращения одновременного включения двух передач в раздаточной коробке автомобиля ЗИЛ-131 имеется блокировочное устройство, состоящее из шариков 46 между штоками 36 и 47. При перемещении одного из штоков шарики смещаются к другому и запирают его.
На рис. 4 представлены отдельно воздушно-диафрагменная камера включения привода переднего моста и шток этой камеры в сборе.
Обе раздаточные коробки имеют люки для установки коробок отбора мощности. Привод управления раздаточной коробкой автомобиля ЗИЛ-157К показан на рис. 5, а автомобиля ЗИЛ-131—на рис. 6. Конструкция электропневматического клапана управления приводом переднего моста автомобиля ЗИЛ-131 представлена на рис. 7. В обесточенном состоянии электропневматический клапан закрыт усилием пружины 3, и воздушно-диафрагменная камера 10 (см. рис. 3) сообщается через сапун с атмосферой.
При подаче напряжения на обмотки 13 (см. рис. 7) электромагнита сердечник 12 толкает шток 77, преодолевая усилие пружины 3 и сопротивление сжатого воздуха, и открывает впускной клапан 20.
При этом сжатый воздух поступает в надмембранную полость воздушно-диафрагменной камеры управления приводом переднего моста.
Подвеска раздаточной коробки автомобиля ЗИJI-157K (рис. 8, а) осуществлена на четырех шпильках, ввернутых в тело картера коробки и пропущенных через отверстия в поперечине рамы. Для обеспечения эластичности подвески раздаточной коробки с обеих сторон поперечины устанавливают резиновые подушки. Гайки шпилек шплинтуют.
Подвеска раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-131 (рис. 8, б) выполнена на двух продольных балках, опирающихся на поперечины рамы. Балки на поперечинах рамы имеют эластичную подвеску, так как укреплены болтами, имеющими резиновые подушки, установленные с обеих сторон опоры. Раздаточная коробка подвешена к двум •продольным балкам на четырех болтах, пропущенных через отверстия в продольных балках. Все гайки болтов крепления продольных балок, так же как и гайки болтов крепления раздаточной коробки, шплинтуют.
Подвеска раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-131 имеет ряд преимуществ перед подвеской раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-157К- Во-первых, разнесены точки опоры упругих элементов, что уменьшает их нагруженность. Во-вторых, при снятии раздаточной коробки не нужно разбирать упругие элементы, достаточно отвернуть гайки болтов, крепящих раздаточную коробку к дополнительным продольным балкам. В-третьих, при поломке болтов крепления раздаточной коробки их легко заменить. При поломке шпилек крепления раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-157К их, как правило, приходится высверливать из корпуса.
Похожие статьи: