ГАЗ-3307, 3309 » Электрооборудование » Свечи зажигания
Устройство свечи зажигания показано на рис. 1. Уход за свечами зажигания в эксплуатации заключается в проверке их состояния, очистке от нагара и регулировке зазора между электродами. Периодически следует вывертывать свечи для осмотра и регулировки искрового зазора. Перед вывертыванием свечи нужно обязательно удалить грязь из гнезда свечи в головке блока цилиндров.
Вывертывать свечи следует только специальным (свечным) торцовым ключом. При осмотре свечи надо особенно внимательно проверить, нет ли сколов и трещин на изоляторе. Свечи со сколами или трещинами изолятора подлежат замене.
Обратить внимание на состояние электродов и зазор между ними. Свечи с сильно обгоревшими электродами необходимо заменить. При наличии на торце корпуса и на конусной части изолятора свечи нагара их надо очистить на пескоструйном аппарате.
Для очистки теплового конуса изолятора не рекомендуется применять стальные инструменты, так как на его поверхности образуются царапины, способствующие в дальнейшем отложению нагара. Если очистить свечи нельзя, а слой нагара велик, следует заменить свечи новыми.
По внешнему состоянию вывернутых свечей можно судить об исправной работе всего двигателя и каждого цилиндра в отдельности. Если цвет теплового конуса изолятора свечи от серо-желтого до темно-коричневого, а торца корпуса и электродов от темно-серого до темно-коричневого, то это свидетельствует о нормальной работе свечи. Свеча, имеющая рыхлый слой сухого нагара бархатно-черного матового цвета, свидетельствует о работе двигателя на чрезмерно богатой смеси, что в основном происходит при неисправности карбюратора или установке несоответствующей свечи (установлена «холодная» свеча). Закопченная и замасленная свеча (сырая) свидетельствует о большом поступлении в камеру сгорания масла из-за износа цилиндра, поршня, поршневых колец. Свеча, имеющая на электродах, на торце корпуса и торце теплового конуса изолятора серо-белый налет, выжженные язвы с признаками оплавления, указывает на наличие калильного зажигания (бедная смесь, нарушение герметичности свечи, нарушение охлаждения двигателя).
При длительной работе на этилированном топливе на торце корпуса, электродах и тепловом конусе изолятора осаждается слой темно-серого порошкообразного расплавленного соединения свинца.
Состояние свечи следует проверять после работы двигателя под нагрузкой. После очистки свечи от нагара необходимо проверить и отрегулировать зазор между электродами с помощью круглого проволочного щупа (рис. 2).
Регулировка зазора между электродами должна проводиться подгибанием бокового электрода (рис. 3). Подгибать центральный электрод свечи нельзя, так как это неизбежно ведет к появлению сколов и трещин в изоляторе свечи и выходу ее из строя. Зазор между электродами свечи должен быть 0,8-1 мм. Работа двигателя с зазорами в свечах более 1 мм может привести к пробою любой высоковольтной детали системы зажигания.
Свечи, очищенные от нагара, с отрегулированным зазором между электродами перед установкой на двигатель рекомендуется проверить на приборе для испытания свечей под давлением. У исправных свечей искра при давлении 800-900 кПа (8~9 кгс/см²) должна появляться регулярно, без перебоев и поверхностного разряда между центральным и боковым электродами. При давлении 1000 кПа (10 кгс/см2) новая свеча должна быть полностью герметична. Для работающих свечей допускается пропуск воздуха до 40 см²/мин.
Свеча должна устанавливаться на место обязательно с прокладкой. Ввертывать свечу следует сначала рукой, а затем подтянуть свечным ключом. Прокладка изготовлена из тонкого металла и рассчитана на смятие при затяжке, поэтому не следует при установке свечи прилагать чрезмерное усилие.
Необходимо затянуть ее так, чтобы прокладка не была сплющена полностью. Момент затяжки должен быть в пределах 30-35 Н-м (3,0-3.5 кгс-м).
Похожие статьи: