ГАЗ 53 » Электрооборудование » Спидометр
Спидометр СП135 состоит из стрелочного указателя скорости движения и суммарного счетчика пройденного пути.
Указатель скорости имеет шкалу от 0 до 120 км/ч с ценой деления 5 км/ч. Механизм его состоит из постоянного магнита, закрепленного на приводном валике, и алюминиевой катушки, установленной на оси. На одном конце оси насажена стрелка, а в средней части напрессована втулка со спиральной пружиной-волоском. Внутренний конец волоска укреплен на втулке, а наружный — на пластине, служащей для регулирования натяжения волоска при заводской регулировке указателя скорости. Ось свободно вращается в двух подшипниках.
Экран, расположенный вокруг катушки, предназначен для увеличения магнитного потока, проходящего через катушку. При вращении магнита магнитные силовые линии, пересекая катушку, возбуждают в ней электродвижущую силу и создают собственное магнитное поле. Взаимодействие поля вращающегося магнита с полем катушки создаст крутящий момент, который увлекает катушку в сторону вращения магнита. Этот момент уравновешивается спиральной пружиной- волоском.
Таким образом, катушка вместе с осью и стрелкой поворачивается на угол, пропорциональный числу оборотов валика спидометра, т. е. на угол, соответствующий скорости движения автомобиля.
Суммарный счетчик пройденного пути состоит из системы червячных передач и связанных с ним барабанчиков. Барабанчики имеют на внутренней стороне обода зубья и связаны между собой грибками, помещенными между каждой парой барабанчиков на кронштейнах. На наружной стороне обода барабанчиков нанесены через равные промежутки цифры от 0 до 9. Суммарный счетчик имеет шесть барабанчиков, а суточный— четыре, из которых правый крайний показывает десятые доли километра и по цвету цифр отличается от остальных пяти барабанчиков.
Максимальное показание суммарного счетчика 99999,9 км, после чего показания снова начинаются с нуля.
За 1 км пройденного пути ось магнита и соответственно магнит делают 624 оборота. Направление вращения оси магнита со стороны привода — левое.
Движение к спидометру передается гибким валом ГВ20-Д1 от коробки передач. Гибкий вал неразборного типа, т. е. его гибкий трос из оболочки не вынимается.
В корпусе спидометра установлена контрольная лампа включения дальнего света головных фар.
Уход за спидометром и гибким валом спидометра в эксплуатации заключается в ряде операций, которыми являются:
проверка надежности затяжки гаек присоединения гибкого вала к спидометру и к коробке передач. Гайки должны быть завернуты от руки до отказа, причем слабина в креплении наконечников оболочки гибкого вала при покачивании их рукой ощущаться не должна;
проверка правильности монтажа гибкого вала. Гибкий вал спидометра на автомобиле монтируется так, чтобы радиус изгибов был не менее 150 мм.
Следует учитывать, особенно при смене гибкого вала, что наличие крутых изгибов приводит к сокращению срока службы вала и, кроме того, может вызвать колебания стрелки спидометра и стуки. Поэтому при осмотре автомобиля следует проверить правильность монтажа вала. Вал должен быть обязательно закреплен скобами и не должен иметь крутых изгибов, особенно вблизи его концов.
Крутые изгибы вала спидометра вблизи его концов получаются в результате излишней натяжки вала.
В случае обрыва троса перед установкой на автомобиль нового гибкого вала следует убедиться в том, что причиной обрыва троса не явилось заедание в спидометре. Для этого присоединить конец гибкого вала к спидометру и медленно проворачивать рукой свободный конец троса. При этом не должно ощущаться никаких заеданий, и стрелка спидометра не должна отходить от нулевого деления. При резком проворачивании троса в направлении вращения его при работе на автомобиле стрелка должна резко отойти от нуля, а затем легко вернуться обратно.
Если валик спидометра заело, прибор необходимо заменить новым.
Колебание стрелки указателя скорости в больших пределах при работе спидометра возникает чаще всего вследствие:
неправильного монтажа гибкого вала (изгибы, имеющие радиус менее 150 мм, гибкий вал не прикреплен в надлежащее место);
недостаточного количества смазки внутри оболочки гибкого вала. В этом случае необходимо смазать вал, как указано ниже;
отсутствия продольного перемещения троса внутри оболочки при затянутой до отказа гайке крепления гибкого вала к спидометру. Если нет продольного перемещения, приводной валик спидометра отжимается тросом внутрь прибора. При длительной работе в таких условиях нарушается регулировка указателя скорости, а затем выходит из строя сам прибор, если к тому времени трос не оборвался.
Если спидометр (как счетный, так и скоростной узел) перестал работать, следует проверить, не оборван ли трос.
Продольное перемещение троса проверяется покачиванием свободного (не закрепленного) конца троса со стороны коробки передач. Исчезновение продольного перемещения троса вала, работавшего долгое время, объясняется попаданием грязи в отверстие валика спидометра.
Эту грязь надо удалить. Очистить от грязи надо также и место соединения другого конца троса и только после этого присоединить вал.
Не найдены статьи.