ГАЗ 53 » Электрооборудование » Спидометр

Спидометр СП135 со­стоит из стрелочного указателя ско­рости движения и суммарного счетчи­ка пройденного пути.

Указатель скорости имеет шкалу от 0 до 120 км/ч с ценой деления 5 км/ч. Механизм его состоит из посто­янного магнита, закрепленного на приводном валике, и алюминиевой ка­тушки, установленной на оси. На од­ном конце оси насажена стрелка, а в средней части напрессована втулка со спиральной пружиной-волоском. Внут­ренний конец волоска укреплен на втулке, а наружный — на пластине, служащей для регулирования натя­жения волоска при заводской регу­лировке указателя скорости. Ось свободно вращается в двух подшип­никах.

Экран, расположенный вокруг ка­тушки, предназначен для увеличения магнитного потока, проходящего че­рез катушку. При вращении магнита магнитные силовые линии, пересекая катушку, возбуждают в ней электро­движущую силу и создают собствен­ное магнитное поле. Взаимодействие поля вращающегося магнита с полем катушки создаст крутящий момент, который увлекает катушку в сторону вращения магнита. Этот момент урав­новешивается спиральной пружиной- волоском.

Таким образом, катушка вместе с осью и стрелкой поворачивается на угол, пропорциональный числу оборо­тов валика спидометра, т. е. на угол, соответствующий скорости движения автомобиля.

Суммарный счетчик пройденного пути состоит из системы червячных передач и связанных с ним барабан­чиков. Барабанчики имеют на внут­ренней стороне обода зубья и связаны между собой грибками, помещенны­ми между каждой парой барабанчи­ков на кронштейнах. На наружной стороне обода барабанчиков нанесе­ны через равные промежутки цифры от 0 до 9. Суммарный счетчик имеет шесть барабанчиков, а суточный— че­тыре, из которых правый крайний по­казывает десятые доли километра и по цвету цифр отличается от осталь­ных пяти барабанчиков.

Максимальное показание суммар­ного счетчика 99999,9 км, после чего показания снова начинаются с нуля.

За 1 км пройденного пути ось магни­та и соответственно магнит делают 624 оборота. Направление вращения оси магнита со стороны привода — левое.

Движение к спидометру передает­ся гибким валом ГВ20-Д1 от коробки передач. Гибкий вал неразборного ти­па, т. е. его гибкий трос из оболочки не вынимается.

В корпусе спидометра установлена контрольная лампа включения даль­него света головных фар.

Уход за спидометром и гибким ва­лом спидометра в эксплуатации за­ключается в ряде операций, которыми являются:

проверка надежности затяжки га­ек присоединения гибкого вала к спи­дометру и к коробке передач. Гайки должны быть завернуты от руки до отказа, причем слабина в креплении наконечников оболочки гибкого вала при покачивании их рукой ощущаться не должна;

проверка правильности монтажа гибкого вала. Гибкий вал спидометра на автомобиле монтируется так, чтобы радиус изгибов был не менее 150 мм.

Следует учитывать, особенно при смене гибкого вала, что наличие крутых изгибов приводит к сокраще­нию срока службы вала и, кроме того, может вызвать колебания стрелки спидометра и стуки. Поэтому при осмотре автомобиля следует прове­рить правильность монтажа вала. Вал должен быть обязательно за­креплен скобами и не должен иметь крутых изгибов, особенно вблизи его концов.

Крутые изгибы вала спидомет­ра вблизи его концов получаются в результате излишней натяжки вала.

В случае обрыва троса перед уста­новкой на автомобиль нового гибкого вала следует убедиться в том, что при­чиной обрыва троса не явилось заеда­ние в спидометре. Для этого присое­динить конец гибкого вала к спидо­метру и медленно проворачивать ру­кой свободный конец троса. При этом не должно ощущаться никаких заеда­ний, и стрелка спидометра не должна отходить от нулевого деления. При резком проворачивании троса в на­правлении вращения его при работе на автомобиле стрелка должна резко отойти от нуля, а затем легко вернуть­ся обратно.

Если валик спидометра заело, при­бор необходимо заменить новым.

Колебание стрелки указателя ско­рости в больших пределах при работе спидометра возникает чаще всего вследствие:

неправильного монтажа гибкого вала (изгибы, имеющие радиус менее 150 мм, гибкий вал не прикреплен в надлежащее место);

недостаточного количества смазки внутри оболочки гибкого вала. В этом случае необходимо смазать вал, как указано ниже;

отсутствия продольного перемеще­ния троса внутри оболочки при затя­нутой до отказа гайке крепления гиб­кого вала к спидометру. Если нет продольного перемещения, привод­ной валик спидометра отжимается тросом внутрь прибора. При длитель­ной работе в таких условиях наруша­ется регулировка указателя скоро­сти, а затем выходит из строя сам прибор, если к тому времени трос не оборвался.

Если спидометр (как счетный, так и скоростной узел) перестал работать, следует проверить, не оборван ли трос.

Продольное перемещение троса проверяется покачиванием свободно­го (не закрепленного) конца троса со стороны коробки передач. Исчезнове­ние продольного перемещения троса вала, работавшего долгое время, объ­ясняется попаданием грязи в отвер­стие валика спидометра.

Эту грязь надо удалить. Очистить от грязи надо также и место соедине­ния другого конца троса и только по­сле этого присоединить вал.

Не найдены статьи.

Оставить комментарий

 

Spam Protection by WP-SpamFree

Поиск
Рубрики

Последние комментарии