ГАЗ 53 » Трансмиссия » Коробка передач

Коробка передач (рис. 1) треххо­довая, четырехступенчатая. Меха­низм коробки передач смонтирован в литом чугунном картере, который крепится к картеру сцепления при по­мощи четырех шпилек, ввернутых в картер сцепления.  Центрирование ко­робки относительно сцепления обес­печивается фланцем крышки первич­ного вала.

Картер 14 коробки передач имеет на правой стенке люк, который за­крыт штампованной крышкой. Мод крышку поставлена паронитовая про­кладка. Этот люк предусмотрен для возможности установки коробки отбо­ра мощности на моделях автомобиля, где применяется коробка передач от автомобиля ГАЗ-53-12. На основной модели коробка отбора мощности не ставится. Маслоналивное отверстие находится с левой стороны картера, а сливное отверстие располагается в нижней части картера. В эти отвер­стия ввертываются резьбовые кониче­ские пробки.

Первичный вал 1 коробки установ­лен на двух подшипниках. Передний подшипник смонтирован в гнезде ко­ленчатого вала двигателя, задний — в передней стенке картера коробки пере­дач и закреплен гайкой, навернутой на резьбу вала. Первичный вал с помощью шлицев соединен с ведомым диском сцепления. На заднем конце первично­го вала имеются два зубчатых венца: один с косыми зубьями, находящийся в постоянном зацеплении с зубьями большого венца 15 блока шестерен про­межуточного вала, и другой венец с прямыми зубьями, которые при вклю­чении прямой передачи входят в зацеп­ление с муфтой. На прямозубом венце первичного вала предусмотрена выем­ка, которая необходима для монтажа собранного первичного вала в картере коробки передач после установки в нем блока шестерен промежуточного вала. От осевого перемещения вперед первичный вал стопорится крышкой, а от перемещения назад — упорным кольцом, вставленным в канавку ша­рикоподшипника.

Вторичный вал 9 установлен на двух подшипниках: на роликовом ци­линдрическом, расположенном в гнезде первичного вала, и на шарико­подшипнике, размещенном в задней стенке картера. Роликоподшипник состоит из свободных роликов (без се­паратора). В осевом направлении пе­редние концы роликов фиксируются буртиком первичного вала, а задние— упорной плоской шайбой, свободно вставленной в гнездо подшипника и застопоренной разрезным пружин­ным кольцом, которое установлено в канавке. На заднем конце вала за ша­рикоподшипником установлены и за­тянуты гайкой ведущая шестерня привода спидометра, фланец и шайба. Гайка кернится в паз вала. В средней части вал имеет эвольвентные шлицы, по внутренней шлифованной поверх­ности которых центрируется шестер­ня 7.

На гладкой шейке вторичного вала свободно поставлена шестерня 6 II передачи, которая имеет два зубча­тых венца: первый с косым зубом для постоянного зацепления с соответст­вующим венцом промежуточного ва­ла и второй с прямым зубом для за­цепления с шестерней при включе­нии II передачи. На переднем конце вторичного вала установлены и фик­сируются стопорным кольцом: шли­цованная ступица, стальная кале­ная втулка и шайба, упирающаяся в горец шейки, на которой вращается шестерня II передачи. Втулка поса­жена на вал плотно и фиксируется от проворачивания стопорным штиф­том, один конец которого запрессо­ван во втулку, а второй утоплен в шлицевой паз вторичного вала. На втулку свободно установлена шес­терня 5 III передачи.

Для смазки трущихся поверхно­стей шестерен II и III передач имеют­ся канавки на торцах шестерен и ра­диальные отверстии, на наружной по­верхности втулки и вала (для II пере­дачи) нарезаны спиральные канавки. Для предотвращения задиров отвер­стия шестерен снабжены бронзовыми втулками. Втулки растачиваются в сборе с шестернями. От осевого пере­мещения вторичный вал стопорится задней крышкой и упорным кольцом, установленным в канавке шарикопод­шипника.

Промежуточный вал 16 выполнен в виде блока четырех шестерен, враща­ется на роликовом и шариковом под­шипниках. Шестерни 12, 13, 15 косозубые, находятся в постоянном зацепле­нии с шестернями 1 (первичного), 5, в вторичного валов. Шестерня 10 (пря­мозубая) зацепляется с шестерней 7 при включении I передачи небольшой шестерней блока 11 при включении заднего хода. Промежуточный вал фиксируется от перемещения крыш­кой и упорным кольцом шарикопод­шипника, который закреплен на валу гайкой. Передний подшипник проме­жуточного вала закрыт заглушкой, запрессованной в картер заподлицо с передней стенкой. Для снятия внутрен­него кольца этого подшипника на горце большого венца имеется выемка.

Передний конец оси блока шесте­рен заднего хода свободно вставлен в отверстие внутреннего прилива кар­тера, а задний конец запрессован в его заднюю стенку. Ось застопорена штампованной стопорной пластиной, закрепленной болтом, а также краем прилива на задней крышке промежу­точного вала, закрывающим часть торца оси. Резьбовое отверстие в оси может быть использовано для вы прес­совки ее из картера. На оси свободно вращается двухвенцовый блок шесте­рен, имеющий сталеалюминиевую втулку. Между зубчатыми венцами имеется кольцевая канавка, в кото­рую входит вилка включения заднего хода.

Для герметизации коробки пере­дач в ее задней крышке вторичного ва­ла установлен сальник. Кроме того, на внутренней поверхности задней крышки нарезана маслосгонная ка­навка, которая, сопрягаясь с шейкой фланца вторичного вала,отводит масло от сальника. В верхней части крыш­ки установлен сапун в, предотвраща­ющий образование внутри катера из­быточного давления, которое вызыва­ет вытекание масла из коробки передач. Аналогичная маслосгонная канавка имеется на внутренней по­верхности крышки первичного вала. С внутренней стороны этой крышки на фланце имеется масляный канал, по которому масло отводится из полости крышки к сточному отверстию в пере­дней стенке картера и далее в картер.

Включение IV и III передач осуще­ствляется перемещением муфты до зацепления внутренних шлиц муфты с блокирующими венцами соответст­венно первичного вала 1 и шестерни 5 III передачи. Включение II передачи осуществляется перемещением шестерни 7 1 передачи и заднего хода до зацепления ее внутренних шлиц с бло­кирующим венцом шестерни 6 II пере­дачи.

Включение I передачи достигается вводом в зацепление шестерни 7 I пе­редачи с венцом 10 блока шестерен промежуточного вала, а включение заднего хода — введением блока шес­терен заднего хода 11 в зацепление с прямозубым венцом промежуточного вала 10 и с зубчатым венцом шестерни вторичного вала 7. Переключение пе­редач производится с помощью рыча­га 4 качающегося типа, нижний конец которого входит в пазы переводных го­ловок и вилки, установленных на што­ках. Шаровая опора рычага располо­жена в сферической части штампо­ванного колпака и поджимается к его сферической поверхности конической пружиной. Колпак удерживается в крышке с помощью запрессованных в горловину двух цилиндрических штифтов, свободные концы которых входят в канавки шаровой опоры ры­чага и удерживают его от проворачи­вания вокруг оси.

Для переключения передач в верх­ней крышке смонтированы три штока, снабженных фиксаторами 3, обеспе­чивающими фиксированное положе­ние вилок на всех передачах, и замко­вым устройством, предохраняющим коробку от одновременного включе­ния двух передач. На верхней крышке над штоком заднего хода установлен выключатель 2 света заднего хода.

Уход за коробкой передач заключа­ется в подтяжке точек крепления к картеру сцепления и проверке уровня масла в картере, доливке его и смене в соответствии с картой смазки.

Сливают масло сразу после поезд­ки, пока оно горячее. Если отработан­ное масло оказывается сильнозагрязненным, коробку промывают. Уро­вень масла проверяют через маслона­ливное отверстие картера коробки передач на автомобиле, стоящем на горизонтальной площадке. Делают это через некоторое время после поез­дки, чтобы дать возможность маслу остыть и стечь со стенок, а пене осесть.

В процессе эксплуатации обращают особое внимание на состояние сапуна, расположенного на крышке вторично­го вала.

В начальный период эксплуатации до приработки сальников допускает­ся незначительное (без каплепадения)просачивание масла.

Неисправности коробки передач и способы их устранения даны в табл. 1.

Похожие статьи:

  1. Четырехступенчатая коробка передач ГАЗ-3307
  2. Разборка коробки передач
  3. Окончательная сборка коробки передач
  4. Сборка коробки передач и первичного вала
  5. Снятие коробки передач

Оставить комментарий

 

Anti-Spam Protection by WP-SpamFree

Рубрики

Последние комментарии