ГАЗ-3307, 3309 » Особенности электрооборудования Газ-3309 » Проверка и ремонт узлов стартера
Мойка и чистка стартера. Ротор, бендикс, реле, щеткодержатель, щетки, обмотку возбуждения и корпус протирают ветошью, щеткой и продувают сжатым воздухом. Другие детали стартера моют бензином или керосином. Промывка должна быть проведена быстро, затем вымытые детали просушивают сжатым воздухом.
Щеткодержатель и его проверка. Щеткодержатель продувают сжатым воздухом и тщательно протирают чистой ветошью. Изоляцию между кронштейном щеток и основанием испытывают испытательным прибором напряжением U = 250 В/50 Гц в течение 1 мин.
Замена щеток. Щетки должны плавно перемещаться в своих держателях. Они не должны иметь смазки, сколов или поломок. Дефектные щетки должны быть заменены.
Дефектные щетки отрезают, остатки проводов на держателях снимают напильником с минимальным нарушением покрытия. Места соединения держателя и на концах провода очищают, нагревают, залуживают припоем. Концы проводов щеток прижимают к держателю и припаивают на площадке 5×10 мм. Новые щетки должны быть установлены аналогично старым с учетом направления вращения и пазов держателя. При замене изоляции между держателем и основанием обратить внимание на изоляцию крепежных винтов (заклепок) от детали для исключения короткого замыкания.
Усилие пружин щеток. Усилие пружин щеток измеряется динамометром. Сила F, приложенная к новым щеткам, должна соответствовать нормам. В случае несоответствия данных пружины должны быть заменены.
Ротор, коллектор. Если поверхность коллектора значительно обгорела, повреждена или изношена, ее можно проточить только до минимального диаметра (Dmm). При этом радиальное биение должно быть не более 0,04 мм, а торцовое — не более 0,03 мм. После проточки межсегментные пазы фрезеруют или скрайбируют на глубину до 2 мм. Задир, который может остаться после фрезерования, снимают полированием шлифовальной шкуркой. Контактную поверхность коллектора полируют до шероховатости Ra = 0,8 мкм. Проверяют качество запрессовки медных проводов в коллекторных пластинах и заливку припоем. После полирования пыль и стружка должны быть удалены чистой неметаллической щеткой. После ремонта проводят: — проверку контакта на «массу» испытательным прибором напряжением U = 250 В/50 Гц в течение 1 мин. После проверки ротор обдувают сухим сжатым воздухом;
- проверку на межвитковое короткое замыкание.
Если есть признаки межвиткового короткого замыкания, ротор надо испытать на межвитковое короткое замыкание с помощью прибора для испытаний. Если неисправности не могут быть устранены, ротор заменяют.
Обмотка возбуждения и проверка ее изоляции. Обмотку возбуждения проверяют для определения состояния изоляции и состояния соединений. Щетки должны быть изолированы от корпуса. Изоляцию обмотки возбуждения проверяют испытательным прибором напряжением U = 250 В/50 Гц в течение 1 мин. Неисправная обмотка возбуждения должна быть заменена.
Проверка межвиткового короткого замыкания в обмотке возбуждения. Если проверка стартера с помощью прибора показывает межвитковое короткое замыкание, обмотку надо заменить.
Замену обмотки возбуждения выполняют следующим образом:
- отвернуть винты крепления полюсов;
- извлечь обмотку возбуждения вместе с полюсами;
- вставить новую обмотку возбуждения в корпус и сориентировать ее;
- вставить полюса и привернуть их без затяжки и перекоса;
- разжать полюса с помощью оправки;
- затянуть винты полностью динамометрическим ключом.
Подшипниковые втулки и их замена с помощью ручного пресса. Ротор стартера вращается в подшипниках скольжения, которые находятся в передней, средней и задней крышках. Поврежденные и изношенные подшипниковые втулки выпрессовывают на ручном прессе. Новые подшипниковые втулки пропитывают в масле Ехtга НD 20 или аналогичном ему в течение 24 ч, затем запрессовывают в крышки с помощью бородка на ручном прессе.
Подшипниковые втулки в средней крышке не заменяют, при износе или поломке крышки устанавливают новую. После запрессовки подшипниковых втулок проводится их калибровка до значений, указанных в технических данных.
Бендикс. Не подлежит ремонту и должен быть заменен новым после внимательной проверки по следующим критериям:
- зубья шестерни могут быть изношены до такой степени, чтобы они не препятствовали ее нормальному зацеплению с зубчатым венцом;
- муфта должна свободно перемещаться на валу ротора;
- подшипниковая втулка в шестерне должна быть в хорошем состоянии;
- муфта должна передавать вращение в обратном направлении без люфта и торможения;
- муфта должна вращаться плавно, без заеданий, в прямом направлении;
- крутящий момент шестерни в прямом направлении проверяется динамометром крутящего момента.
Похожие статьи: