Трактор Т-25, Т-40М, Т-40АМ » Трансмиссия » Сцепление
Сцепление обеспечивает разъединение и плавное соединение трансмиссии с двигателем. На тракторах Т-25А, Т-40М и Т-40АНМ применяются фрикционные сцепления, дисковые, постоянно замкнутого типа.
На тракторе Т-25А установлено сухое однодисковое постоянно замкнутое сцепление (рис. 1). Особенностью конструкции сцепления является наличие второго потока мощности от двигателя через маховик и кожух сцепления к шестерням привода насоса гидравлической системы. Независимо от того, включено или выключено сцепление, мощность передается oт работающего двигателя к гидравлическому насосу.
Сцепление расположено внутри чугунного соединительного корпуса 8. Корпус присоединен болтами к картеру 7 маховика двигателя и центруется по бурту картера.
К ведущим элементам сцепления относятся маховик 1, кожух 5 со ступицей и нажимной диск 2. Кожух прикреплен к маховику двигателя двумя центрируюшими штифтами и шестью болтами. Вращение от маховика к нажимному диску передается при помощи трех направляющих пальцев 22, запрессованных в кожух и затянутых корончатой гайкой. Нажимной диск свободно перемещается по направляющим пальцам и под действием двенадцати пружин 6 прижимает к маховику ведомый диск 3 сцепления. Пружины установлены в выточках нажимного диска и опираются на него через термоизоляционные прокладки, которые защищают пружины от нагрева при пробуксовывании сцепления. Вторым концом пружины упираются в штампованные стаканы 9, установленные в кожухе сцепления. В центральной части кожуха 5 выполнено три гладких отверстия, а в нажимном диске – при резьбовых отверстия для монтажных болтов, при помощи которых неподвижно соединяют нажимной диск с пружинами и кожух при сборке и разборке сцепления.
Ведомый диск 3 стальной, со шлицованной ступицей и приклепанными к нему с двух сторон накладками свободно расположен на шлицах вала 4 сцепления. Передней опорой вала служит двухрядный шариковый подшипник, установленный в расточке коленчатого вала двигателя. Второй конец вала соединен с первичным валом коробки передач жесткой муфтой 21. В приливах нажимного диска 2 закреплены на осях 32 три отжимных рычага 29 с регулировочными болтами 30. Пружины 31 постоянно прижимают отжимные рычаги к кожуху сцепления, при этом сферические концы pегулировочных болтов опираются на упоры, прикрепленные к кожуху.
В центральной расточке соединительного корпуса установлены внутренний 18 и наружный 28 стаканы, в которых размешены ведущая шестерня 16 привода гидронасоса. Шестерня напрессована на ступицу 20, зафиксирована на ней призматической шпонкой и вращается вместе со ступицей в двух шариковых подшипниках 17. Внутренние кольца подшипников напрессованы на ступицу 20 до упора в торцы шестерни, а наружные кольца установки в расточках стаканов 18 и 28. Резиновое кольцо, размещенное в проточке внутреннею стакана прокладки под фланцами стаканов и каркасные, самоподжимные сальники 19 предохраняют полость ведущей шестерни привода гидронасоса от утечки масла. Внутренней шлицевой частью ступица 20 опирается на шлицы полого вала 15, который передает вращение от кожуха сцепления к ведущей шестерне.
Ведущая шестерня 16 находится в постоянном заилении с ведомой шестерней 27, расположенной в корпусе 25 привода гидронасоса, который прикреплен соединительному корпусу с правой стороны по ходу трактора.
Масло в привод гидронасоса и полость ведущей шестерни заливают через отверстие в корпусе 25 привода гидронасоса, закрытое пробкой с конической резьбой. Над полостью ведущей шестерни установлен сапун.
На цилиндрической поверхности наружного стакана 28 находится отжимная муфта 12, на передний конец которого напрессован упорный подшипник11. Отжимная муфта выполнена с двумя литыми выступами, в которые упираются рычаг и вилки 14, закрепленной при помощи шпонки и стяжною болта на валике 13 выключения сцепления. Валик вращается а двух чугунных втулках, конец валика, выступающий наружу, оканчивается рычажком, соединенным тягой с педалью сцепления. Педаль 11 (рис. 2) сцепления закреплена на валике 9, который проходит через расточки корпуса 6 главной передачи. Второй конец валика соединен регулируемой вилкой 7 и тягой 8 с рычажком 5 механизма блокировки коробки передач. Тяга 10 соединяет педаль с валиком выключения сцепления. К педали приварены штифты 2 и 3, которые ограничивают ее ход.
При полностью выжатой педали сцепления (показано на рисунке пунктиром) верхний штифг 2 должен упираться в полик 4, возможно свободное переключение передач. При отпущенной педали нижний штифт 3 упирается в полик 4 (переключение передач не возможно).
При нажатии на педаль 1 до упора тяга 10, перемещаясь, поворачивает рычаге валиком 13 (рис. 1) выключения и вилкой 14. Вилка перемещает отжимную муфту с упорным подшипником, который нажимает на кулачки отжимных рычагов 29. При повороте рычагов верхние их концы, соединенные с нажимным диском, передвигают его назад, сжимая пружины 6 и освобождая ведомый диск. В результате ведомый диск отходит от маховика и передача вращения к трансмиссии прекращается. При освобождении педали вилка 14 и отжимная муфта 12 под действием оттяжных пружин отходит, упорный подшипник перестает действовать на кулачки отжимных рычагов и нажимной диск под действием пружин прижимает ведомый диск к маховику, включая сцепление.
Похожие статьи: