Генератор напряжения
Генератор работает совместно с бесконтактным транзисторным регулятором напряжения 22.3702, установленным на щитке кабины (рис. 1 и 2).
Ремонт генератора
Для снятия генератора необходимо:
отсоединить аккумуляторную батарею от бортсети автомобиля; отсоединить провода от генератора; снять натяжную планку генератора; повернуть генератор в сторону блока цилиндров двигателя и снять приводной ремень; отвернуть болты крепления генератора и снять генератор.
Установка генератора производится в обратном порядке.
Порядок разборки генератора следующий:
снять щеткодержатель с щетками; снять крышку подшипника и стопорное кольцо; отвернуть стяжные винты генератора и снять заднюю крышку со статором;
отсоединить фазные концы обмотки статора от выпрямительного блока и снять статор;
снять с вала ротора шкив, вентилятор, шпонку и упорную втулку; снять с вала ротора переднюю крышку вместе с подшипником, используя резьбовые отверстия в крышке и специальное приспособление (рис. 1).
Контроль деталей производить с помощью прибора Э-236 или контрольной лампы, включенной в цепь переменного тока 220 В. У статора проверить отсутствие замыкания его катушек на корпус. Для этого необходимо один наконечник от источника соединить с корпусом, а другим от лампы поочередно касаться одного из трех выводов обмотки. Лампа гореть не должна. Если лампа горит, то это указывает на замыкание обмотки статора на корпус. В этом случае необходимо устранить повреждение или заменить статор.
Затем следует проверить целость обмоток статора. Для этого контрольная лампа поочередно подключается к двум наконечникам выводе в обмотки статора. При исправной обмотке лампа должна гореть. Если между какими-либо двумя выводами лампа не горит, то это указывает на обрыв обмотки или на нарушение соединения в средней точке фаз.
Обмотки статора также следует проверить на отсутствие витковых замыканий с помощью омметра.
На полюсах ста гора не должно наблюдаться следов задевания за них ротора. При наличии задеваний проверить крышки и подшипники и при необходимости заменить.
При осмотре крышек обратить внимание на отсутствие их повреждений, особенно в местах расположения лап крепления. Подшипник в крышку со стороны контактных колец должен входить свободно, диаметр отверстия под подшипник должен быть мм. Если диаметр отверстия под подшипник выше указанного, то крышка подлежит замене.
Убедиться, что подшипник в крышке со стороны шкива сидит плотно (прессовая посадка). Диаметр отверстия под подшипник должен быть
47+о.о3 мм.
В роторе генератора проверить отсутствие витковых замыканий с помощью омметра, присоединяя его наконечники к контактным кольцам, а также на отсутствие замыканий обмотки возбуждения на магнитопровод с помощью контрольной лампы. При наличии повреждений ротор подлежит замене.
Если при осмотре контактных колец ротора обнаружено, что они загрязнены и имеют следы подгорания и неравномерный износ по ширине, его следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100. Для зачистки колец необходимо закрепить ротор за фланец передней крышки в тисках и, плавно поворачивая ротор, произвести зачистку колец шкуркой.
Прочитать остальную часть записи »
Техническое обслуживание генератора
Осмотр генератора следует начинать с щеток, щеткодержателя и контактных колец. Убедиться, что щетки целы, не заедают в щеткодержателе и надежно соприкасаются с контактными кольцами. Далее проверить натяжение пружин щеток. Щетки, изношенные до 8 мм, подлежат замене.
Измерить усилие прижатия щеток, для чего необходимо сиять щеткодержатель, удалить одну щетку, установить крышку на щеткодержатель и удерживать ее рукой. Затем выступающим из щеткодержателя концом щетки надавить на чашку стрелочных весов (рис. 1). Когда щетка будет выступать из щеткодержателя на 2 мм, заметить показание весов, которое должно быть в пределах 1,8 — 2,6 Н. То же повторить со второй щеткой.
Генератор продуть сжатым воздухом. Щеткодержатель, щетки и незначительно загрязненные контактные кольца протереть чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине.
Сильно загрязненные контактные кольца с небольшим подгоранием и мелкими шероховатостями следует зачищать (сняв щеткодержатель) стеклянной бумагой зернистостью 80 или 100, вращая якорь от руки. Применять для этого шлифовальную шкурку запрещается. Изношенные, подгоревшие или имеющие повышенное биение контактные кольца следует проточить на токарном станке.
Периодически генератор следует снимать с автомобиля. При этом следует разобрать генератор и очистить от грязи и пыли. Произвести тщательный осмотр всех деталей генератора. Проверить силу нажатия щеток на контактные кольца. Особо обратить внимание на отсутствие заедания щеток в щеткодержателях. Тщательно проверить подшипники генератора на отсутствие заеданий. Подшипники, имеющие заедания, заменить. Собранный генератор проверить.
Прочитать остальную часть записи »
Генератор
Для питания потребителей и подзарядки аккумуляторной батареи на автомобиле установлен генератор 1250-ГЗ переменного тока мощностью 560 Вт. Генератор (рис. 1) представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением и встроенным кремниевым выпрямительным блоком 11. Генератор работает совместно с регулятором напряжения, который регулирует его работу. Генератор установлен сверху двигателя на кронштейне. Ротор 14 генератора приводится во вращение с помощью клинового ремня от шкива водяного насоса.
Статор 7 с обмотками в имеет две крышки 1 и 8 с шариковыми подшипниками 2 и 13, в которых вращается вал ротора. Ротор 14 состоит из вала, обмотки возбуждения и 12 клювообразных полюсов, которые создают магнитное поле. На валу ротора установлены два изолированных контактных кольца 5, через которые в обмотку возбуждения подается электрический ток.
Статор 7 представляет собой пакет пластин, набранный из листовой электротехнической стали. В пазы пакета уложены обмотки, концы которых присоединены к выпрямительному блоку БПВ4-45-02. Выпрямительный блок 11 служит для выпрямления переменного электрического тока, индуктируемого в обмотках статора. Выпрямительный блок состоит из двух пластин, в которых установлены 6 кремниевых диодов (по 3 диода разной полярности в каждой пластине).
На крышке 8 установлен щеткодержатель 10 с щетками 9У которые соприкасаются с контактными кольцами ротора.
На валу ротора установлен шкив 17 с центробежным вентилятором 15 для охлаждения внутренних частей генератора.
Воздух входит в генератор через окна в крышке 8, охлаждает генератор и под действием центробежного вентилятора выбрасывается наружу через окна крышки 1.
Прочитать остальную часть записи »
Ремонт батареи
Если неисправно несколько аккумуляторов, то лучше вскрыть и осмотреть всю батарею. Металлической лопаткой нужно очистить края крышек от мастики. Специальным захватом вынуть сразу асе шесть аккумуляторов.
При вскрытии одного аккумулятора мастику удаляют только вокруг этого аккумулятора. Ножовкой распиливают соседние межэлементные перемычки и вынимают один аккумулятор. Вынутые блоки пластин следует тщательно промыть и осмотреть. Поврежденные сепараторы необходимо заменить новыми, Активная масса пластин должна прочно держаться в ячейках пластин и не должна иметь вздутостей.
Если активная масса выпала не более чем на 3 — 5 ячеек решетки, пластина годна к дальнейшей эксплуатации.
Если пластины имеют повреждения, необходимо заменить весь блок.
Пластины, из решеток которых выпала активная масса, и сильно сульфатированные пластины подлежат замене (сульфат свинца представляет собой белый налет на поверхности пластин). Из бака необходимо удалить осадок и тщательно промыть бак.
После устранения неисправностей блоки пластин установить на место. Края крышек необходимо залить мастикой.
Сварку межэлементных перемычек, выводов или штырей производят угольным стержнем диаметром 6 — 7 мм.
Угольный стержень укрепляется в специальном держателе и соединяется с источником тока (например, аккумуляторной батареей); второй провод соединяют с перемычкой, которую необходимо запаять, Концом угольного стержня прикасаются к месту пайки и оплавляют свинец. При необходимости добавляют свинец. Во время пайки не следует допускать образования электрической дуги между свинцом и угольным стержнем. Спаянные места зачистить напильником.
При повреждении выводных штырей необходимо сделать из металла форму вывода и с помощью угольного стержня произвести напайку свинцу.
После сборки аккумуляторы заполняют электролитом и для определения годности батареи проводит контрольно-тренировочный цикл: батарею заряжают током 7,5 Л; к концу заряда производят доводку плотности электролита путем доливки дистиллированиой воды, в случаях, когда плотность выше нормы, и доливкой электролита плотностью 1,40 кг/см3, когда она ниже нормы;
по окончании заряда батарею подвергают разряду током 7,5 А.
Температура электролита в начале разряда должна быть (25±5)°С. Замеры напряжения и температуры производить через каждые 2 ч. После того как напряжение батареи снизится на 1,85 В, замеры напряжения производятся через каждые 15 мин. После снижения напряжения до 1,75 В замеры производятся непрерывно до тех пор, пока в одном из аккумуляторов напряжение не снизится до 1,7 В. После разряда батарею вновь приводят в полностью заряженное состояние.
Прочитать остальную часть записи »