Стеклоочиститель и его привод

Стеклоочиститель предназ­начен для очистки лобового стекла от капель дождя, запо­тевания, брызг гряз» и снега. По роду привода различают стеклоочистители с пневматиче­ским или электромеханическим приводом. Стеклоочистители с пневматическим приводом уста­навливают на вагонах, имею­щих пневматическое оборудова­ние. На вагонах «Татра» установлены стеклоочистители с электромеханическим приводом (рис. 1). Он состоит из электродвигателя 3, редуктора 1, щетки 4 и гибкого вала 2. Электродвигатель ПАЛ чехословацкого произ­водства постоянного тока, рассчитан на номинальное напря­жение 24 Б (или 12 В в зависимости от выпуска вагонов).

Привод стеклоочисти­теля

Рис. 1. Привод стеклоочисти­теля.

Редуктор стеклоочистителя (рис. 2) состоит из червяка 1 и червячной шестерни 4 с эксцентриком. Ось эксцентрика соеди­нена поводком 5 с рычагом 6, насаженным на ось щетки стекло­очистителя. Вал червяка вращается в шариковых подшипни­ках 2, а вал червячной шестерни в подшипниках скольжения. Подшипники обоих валов запрессованы в тело корпуса 3 редук­тора. Червяк получает вращение от электродвигателя при помощи гибкого вала. Эксцентрик червячной шестерни преобразует вра­щательное движение в возвратно-вращательное движение оси щетки, угол поворота которой составляет 90°.
Прочитать остальную часть записи »

Кинематика дверей

Трамвайные вагоны, работающие в настоящее время в горо­дах СССР, имеют преимущественно следующие конструкции две­рей пассажирских вагонов: створчатые, ширмовые и задвижные. Створчатые двери установлены на вагонах МТВ-82. Дверной проем разделяется средней стойкой на две самостоятельные двери,, каждая из которых состоит из двух створок. Задвижные двери с наружной подвеской установлены на вагонах КТМ-5М и КТД1-5МЗ. Большой дверной проем задвигается с одной стороны цельным дверным полотном. Ширмовые двери установлены на большинстве современных трамвайных вагонов.

Вагоны Т-3, как и другие типы вагонов «Татра», оборудованы четырехстворчатыми складывающимися дверями с электроме­ханическим приводом, управляемыми раздельно из кабины во­дителя, а при работе вагонов по системе многих единиц — из кабины головного вагона. Положение дверей на приборном щитке водителя указывается световым сигналом — при открытых дверях горит контрольная лампа.

Для удержания и направления створок дверей предусмотрены специальные надежно укрепленные стальные желоба — направ­ляющие. Двери направляются при помощи шариковых подшип­ников. Двуплечий рычаг 7 (рис. 1) редуктора дверного привода соединен тягами 3, 5, угловыми шарнирами 2,6 с рычагами 1 осей дверных створок. Длину тяг регулируют болтом 4, имеющим на своих концах правую и левую резьбу, на которую наворачи­вают гайки, приваренные к концам труб — тягам, и закрепляют контргайками. Изменением длины тяг регулируют плотность за­крывания дверей.

Кинематика привода дверей

Рис. 1. Кинематика привода дверей.

Угловой шарнир (рис. 2) представляет собой шаровой па­лец 3, размещенный в гнезде, состоящем из двух бронзовых вкладышей 1, подрессоренных цилин­дрической пружиной 4. Для смазки шарового пальца предусмотрена пресс- масленка 2 с пружинным шариковым обратным клапаном. Корпус 5 углового шарнира на резьбе соединен с гнездом пружины, которое приварено к концу тяги дверного привода. На цилиндри­ческий конец шарового пальца закреп­ляют гайку через пружинящую шайбу рычага 6 оси дверной створки.
Прочитать остальную часть записи »

Механизм управления дверями

На вагоне «Татра» установлены ширмовые двери, механизм управления которыми состоит из электродвигателя 1 и двухсту­пенчатого червячно-цилиндрического редуктора, закрепленных ка общем поддоне (рис. 1).

Механизм управления дверями

Рис. 1. Механизм управления дверями.

Редуктор, имеющий пере­даточное число 1 : 175, слу­жит для преобразования вра­щающего момента электро­двигателя в усилие, необхо­димое для открывания дверей, и передачи этого усилия через систему рычагов и тяг и а верхнюю цапфу дверей.

Червячно-цилиндрический редуктор имеет литой кор­пус 11, выполненный из алю­миниевого сплава. На валу двигателя на шпонке насажена ведущая цилиндрическая шестерня, находящаяся в зацеплении с ведомой шестерней 7. Последняя насажена на шпонке на консоль вала с червяком 6 и закреплена на валу гайкой с шайбой. Червячный вал вращается в двух цилиндриче­ских шариковых подшипниках 3, запрессованных в корпус ре­дуктора. В постоянном зацеплении с червяком находится чер­вячная шестерня 12. Внутри червячной шестерни смонтировано Два фрикционных конуса 18, насаженные на вал 9 с помощью шлицевого соединения, а также гайка 20 и опорный диск 19.

В теле переднего фрикционного конуса в специальных стаканах 16 размещены шесть цилиндрических пружин 17, которые по мере сжатия их опорным диском 19 и гайкой 20 создают необходимое нажатие и силу сцепления фрикционных конусов с венцом червяч­ной шестерни. Вал 9 червячной шестерни вращается в бронзовых втулках, запрессованных в корпус 11 и переднюю крышку 21 корпуса редуктора; уплотнение их выполнено постановкой уплот­няющего кольца 15. С задней стороны редуктора на конец вала червячной шестерни при помощи шлицевого соединения крепят двуплечий рычаг 13 дверного привода. Концы рычага соединяют тягами с рычагами, насаженными на цапфу дверной оси. На валу с передней стороны установлена кулачковая шайба 24, а на па­нели 22 — электрические контакты для отключения электродви­гателя при закрывании дверей.

Редуктор фланцем 2 соединяют с электродвигателем 1 бол­тами 5 в виде единого агрегата и монтируют на специальном под­доне 4 в нише над дверями кузова вагона. Поддон 4, являясь жестким основанием агрегата, одновременно является сборником масла в случае утечки его из редуктора. Для предохранения зубчатых передач от чрезмерного износа в картер редуктора за­ливают масло через отверстие в верхней части корпуса редук­тора, закрытое пробкой 10.
Прочитать остальную часть записи »

Песочницы и их привод

Устанавливаемые на трамвайных вагонах песочницы пред­назначены для хранения и периодической кратковременной по­дачи песка на рельсы с целью повышения коэффициента сцепле­ния колеса с рельсами, предотвращения буксования и юза колес. По способу подачи песка песочницы трамвайных вагонов подраз­деляют на шиберные и сифонные. Сифонные песочницы установ­лены на ранее выпускаемых вагонах, имеющих пневматическое оборудование.

На всех современных вагонах применяют песочницы шибер­ного типа. Эти песочницы отличаются друг от друга типом при­вода шибера (заслонки). Он может быть механический, электро­магнитный или пневматический. На вагонах «Татра» установлены песочницы шиберные (рис. 1) с механическим приводом шибера. Бункер песочницы 2 изготовлен из стеклопластика и установлен в кожухе  из листовой стали.

Песочница Татра Т-3

Рис. 1. Песочница.

На загоне имеется два бункера (под первыми правым и левым сиденьями в салоне кузова). Сужен­ная нижняя часть бункера (горловина) закрывается шибером 7, представляющим собой заслонку из листовой стали» к боковинам 3 которой приварена ось 4 с рыча­гом 6 для привода. Ось шибера вращается в гайках 5, укреплен­ных на кронштейнах 8 к полу вагона. Под отверстием горловины бункера к полу на болтах укреп­лен патрубок 9, на нижний от­росток которого надет рукав песоч­ницы. Рукав изготовлен из про­резиненной ткани, верхний его ко­нец закреплен хомутом на пат­рубке 9, а нижний конец, через специальный направляющий пат­рубок подведен для подачи песка на рельс под первую колесную пару вагона.

Подачу песка осуществляет во­дитель механическим рычажно-тросовым приводом (рис. 2). Рычаг 4 привода усилием водителя поворачивается на валике 3, закрепленном в кронштейне 2. Кронштейн закреплен к полу кабины водителя. К концу рычага крепят трос 7, соединенный с приводным рычагом шибера песоч­ницы 1. Трос пропущен внутри гибкого металлического шланга 10, концы которого заделаны в направляющих втул­ках 5, 8. Стальные направляющие втулки 5, 8 имеют на концах резьбу и гайками прикрепляются к кронштейнам 6, 9, приварен­ным к балкам кузова.

Привод песочницы Татра Т-3

Рис. 2. Привод песочницы.

Для возвращения шибера песочницы в походное (закрытое) положение предусмотрена оттягивающая пружина 11, соединен­ная с рычагом шибера и закрепленная на специальном крон­штейне кузова вагона 12. Для того, чтобы подать песок под ко­леса вагона, водитель поворачивает на себя рычаг привода пе­сочницы и открывает шиберы правой и левой песочницы. После того, как необходимость подачи песка отпала, водитель возвра­щает рычаг в прежнее положение и оттягивающие пружины ставят шиберы в закрытое положение.
Прочитать остальную часть записи »

Предохранительное оборудование

Для предупреждения несчастных случаев с пассажирами трамвайные вагоны оборудуют лобовыми предохранительными устройствами. На вагонах, имеющих пневматическое оборудование, устанавливают предохранитель­ные сетки с пневматическим приво­дом, а вагоны «Татра», не имеющие сжатого воздуха, оборудуют лобо­выми предохранительными устройст­вами с пружинно-рычажным при­водом.

На вагонах Т-3 конструкция пре­дохранительного лобового устройства значительно упрощена (рис. 1). Фар­тук устройства представляет собой деревянную доску, окантованную снизу толстой листовой резиной. Он установлен в лобовой части вагона на высоте 120 мм от головки рельса.

Предохранительное уст­ройство

Рис. 1. Предохранительное уст­ройство:

1 — резиновая пластина; 2—доска; 3 — шарнир; 4 — кронштейн; 5 — рама кузова; 6 — раскос; 7 — кронштейн; 8 — пружина; 9 — угольник; 10 — упор.

Под углом к оси пути. Фартук шарнирно подвешен на специаль­ных кронштейнах рамы кузова и пружинами поддерживается в наклонном положении от вертикали нижней кромки вперед и вверх.

При ударе о посторонний предмет нижней кромкой фартук поворачивается на верхнем шарнирном креплении, растягивает поддерживающие пружины и ложится нижней кромкой на рельсы, подхватывая на себя попавший под вагон посторонний предмет.

 

Страница 10 из 196« Первая...89101112203040...Последняя »
Рубрики