ЗИЛ 130 - 131 » Система охлаждения » Термостат с твердым наполнителем
Термостат с твердым наполнителем —активной массой — смесь церезина с медным порошком. Активная масса 2 (рис. 1, а) помещена в толстостенный медный баллончик 1 и закрыта резиновой диафрагмой 3. Поверх диафрагмы установлен резиновый буфер 11, предохраняющий диафрагму от разрушения. Сверху буфера установлен шток 5, связанный через рычаг 8 с клапаном 6У который удерживается в закрытом положении пружиной 9.
При нагреве охлаждающей жидкости до температуры в пределах 69±2,5°С активная масса в баллончике начинает плавиться и расширяться, перемещая диафрагму вверх.
При этом диафрагма действует на буфер и шток, который, поднимаясь, давит на рычаг и открывает клапан. При температуре 83±2° С клапан полностью открывается и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу через водяной радиатор.
На рис.1, б показан клапан термостата в открытом состоянии. При охлаждении активная масса затвердевает, ее объем уменьшается, диафрагма опускается вниз, а клапан под действием пружины закрывается. При этом охлаждающая жидкость начинает циркулировать по малому кругу, минуя радиатор.
Термостат не ремонтируют. Допустимое избыточное давление в 1 кГ/сМ2 требует тщательной затяжки хомутов шлангов. При недостаточной затяжке избыточное давление может сорвать шланг. Избыточное давление регулируется выпускным клапаном 6 (рис. 2), который открывается при давлении 1,0 кГ/см2. При таком давлении вода в системе охлаждения закипает при 119° С.
Впускной клапан 9 пробки открывается и сообщает полость радиатора с атмосферой при разрежении, равном 0,01—0,13 кг/см2. Если резиновые уплотнительные шайбы клапанов на пробке отсутствуют или разрушены, работа системы охлаждения как закрытой прекращается, закипание жидкости начинается при 100° С и перегрев двигателя наступает значительно раньше. В этих случаях пробку следует заменить или заменить уплотнительные шайбы клапанов.
По особому требованию двигатели автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, предназначенные для работы в условиях тропического климата, оборудуют конденсационным бачком 4 (рис. 3). При этом пробка 5 с клапанами снимается с радиатора и устанавливается на конденсационный бачок, а горловина радиатора закрывается пробкой 2 (без клапанов).
Наличие конденсационного бачка делает систему охлаждения двигателя более эффективной, работающей без потери воды. При повышении температуры воды в радиаторе (до температуры кипения) пар по соединительной трубке 3 поступает п бачок 4 и конденсируется в воду. При понижении температуры воды в верхнем бачке радиатора создается разрежение, и вода из конденсационного бачка засасывается обратно в радиатор до полного уровня.
Похожие статьи: