ЗИЛ 130 - 131 » Техническое обслуживание » Система охлаждения

Система охлаждения (рис. 1) автомо­билей, предназначенных для работы в кли­матических районах средней полосы, закры­тая, с принудительной циркуляцией жидко­сти. Давление в системе охлаждения двига­теля регулируется автоматически клапанами пробки радиатора и может достигать 0,3 кГ/см2. При таком давлении в системе вода закипает только при 105° С.

Автомобили-тягачи, работающие с тяже­лыми полуприцепами, а также автомобили, предназначенные для работы в условиях тропического климата, оборудуются систе­мой охлаждения также закрытого типа с принудительной циркуляцией жидкости и с введением в систему конденсационного бачка.

Давление в системе регулируется клапанами пробки, установленной на конденсацион­ном бачке, и может достигать 0,65 кГ/см7. При таком давлении в системе вода заки­пает при 114° С.

Конденсационный бачок имеет объем 4 л, снабжен горловиной для крепления проб­ки 2 (рис. 2); в нижней части бачка рас­положен краник 7 для спуска воды. Бачок крепится болтами под капотом двигателя на передней стенке кабины.

С увеличением температуры воды в дви­гателе повышается давление в системе охлаждения и часть воды превращается в пар, который поступает по трубке 3 к кон­денсационному бачку 4S в котором, проходя через слой воды, превращается в воду.

При снижении температуры в системе охлаждения давление в радиаторе сни­жается и в верхнем бачке радиатора обра­зуется разрежение, в результате чего вода из конденсационного бачка засасывается обратно в радиатор. Так как уровень воды в конденсационном бачке меняется в зави­симости от температуры системы охлажде­ния, то заполнять его следует не более чем наполовину.

Усиленная система охлаждения комплек­туется четырехрядным радиатором с герме­тичной резьбовой пробкой и трубкой 3 для отвода пара в конденсационный бачок. Шкив вентилятора этих двигателей имеет меньший диаметр, что позволяет увеличить число оборотов вентилятора и повысить эффектив­ность системы охлаждения.

Водяной насос, вентилятор, термостат и водораспределительная труба для всех си­стем охлаждения линейных двигателей оди­наковые. На автомобили, предназначенные для работы в тропиках, жалюзи радиатора не устанавливают.

Избыточное давление в системе охлажде­ния регулируется автоматически выпуск­ным клапаном 2 (рис. 3) пробки, уста­навливаемой в первом случае (при давлении 0,3 кГ/см2) на наливную горловину радиа­тора, а во втором случае (при давлении 0,65 кГ/см2)—на горловину конденсацион­ного бачка 4 (см. рис.2). Пробки имеют одинаковое конструктивное выполнение, но снабжены различными пружинами 7 (см. рис.3) выпускных клапанов.

Давление, на которое рассчитана пробка, выбито на ее наружной поверхности.

Впускной воздушный клапан 10 пробки открывается и сообщает полость радиатора с атмосферой при разрежении, равном 0,01—0,13 кг/см2.

Если резиновые уплотнительные шайбы клапанов на пробке отсутствуют или раз­рушены, работа системы охлаждения как закрытой прекращается, закипание жидкости начинается при 100° С и перегрев дви­гателя наступает значительно раньше. В этих случаях пробки следует заменять новыми или заменять на них уплотнительные шайбы.

Термостат системы охлаждения жидкост­ного типа установлен в патрубке 3 (рис. 4) головки цилиндров. Начало от­крытия клапана 4 термостата происходит при температуре охлаждающей жидкости 70-72° С. При меньшей температуре жидко­сти гофрированный цилиндр 2 находится в сжатом состоянии, при этом клапан 4 тер­мостата закрыт, вследствие чего охлаж­дающая жидкость не поступает в радиатор. При достижении температуры охлаждающей жидкости свыше 70±2°С гофрированный цилиндр термостата начинает разжиматься, открывая клапан 4. При температуре 83-82°С клапан 4 полностью открыт (высо­та подъема клапана не менее 9 мм), при этом охлаждающая жидкость из головки цилиндров свободно поступает в радиатор.

Проверку исправности термостата можно произвести, подогревая его в воде (рис. 5). При достижении температуры 70±2°С кла­пан исправного термостата должен начать открываться. Термостат разборке и ремонту не подвергается.

ленты толщиной 0,06—0,10 мм, сложенной змейкой. Трубки радиаторов изготовлены из томпака (Л90). Охлаждающая лента (змейка), равно как и охлаждающие пласти­ны для радиаторов автомобилей-тягачей и автомобилей, поставляемых в страны с тро­пическим климатом, изготовлены из меди МЗ.

Испытание радиатора на герметичность производится сжатым воздухом в ванне с водой при давлении 0,8 кГ/см2 для радиаторов серийного исполнения и 1,5 кГ/см2 для радиаторов тропического исполнения. При обнаружении течи допус­кается глушение трубок не более пяти штук.

Подвеска радиатора на автомобиле вы­полнена в металлической рамке, к которой крепятся жалюзи, облицовка радиатора и диффузор. Соединения всего этого узла с рамой автомобиля выполнены двумя шпильками, приваренными к нижней части рамки радиатора, на которые надеты рези­новые подушки.

Водяной насос (рис. 6) — центробеж­ный, производительностью 240 л/мин при 2800 об!мин коленчатого вала. Передаточное отношение приводных шкивов — водяного насоса и коленчатого вала: для стандарт­ного двигателя —1,18; для двигателя, предназначенного для работы в тропи­ках — 1,25.

В процессе эксплуатации двигателя в во­дяном насосе изнашиваются подшипники 10, базовые отверстия под подшипники в кор­пусе 12 узел уплотнения и вал 1 насоса.

Подшипники водяного насоса снабжены сальниками, удерживающими смазку и защищающими подшипники от загрязне­ния и попадания в них охлаждающей жидкости.

Вентилятор шестилопастный, установлен на переднем торце шкива привода насоса.

Похожие статьи:

  1. Система смазки

Оставить комментарий

 
Поиск
Рубрики

Последние комментарии