ГАЗ 3102 » Двигатель » Принцип работы и устройство двигателя
На автомобили ГАЗ-3102 устанавливают двигатель ЗМЗ-4022-10 Заволжского моторного завода с форкамерно-факельным зажиганием, чем и определяются особенности его конструкции.
Основное назначение форкамерно-факельного процесса состоит в снижении расхода топлива и уменьшении количества вредных примесей в отработавших газах.
Для того чтобы топливо полностью сгорело в цилиндре двигателя, необходимо выдерживать определенное соотношение между количеством топлива и воздуха в рабочей смеси. На 1 кг бензина требуется примерно 14,8 кг воздуха. Если его больше, то такая смесь называется бедной если меньше- богатой. Для полного сгорания требуется бедная смесь, так как это обеспечивает наилучшую экономичность и меньшее содержание токсичных компонентов в отработавших газах. Однако бедная смесь плохо воспламеняется от искры и медленно горит. Двигатель не может развить полную мощность, отчего динамика автомобиля ухудшается. Богатая смесь, наоборот, хорошо воспламеняется и горит, по сгореть полностью не может — для ее горения не хватает кислорода.
Форкамерно-факельный процесс обеспечивает эффективное сгорание в двигателе печных смесей, для чего в его конструкцию внесены существенные изменения.
Камера сгорания в головке блока такого двигателя разделена на две части: основную и дополнительную. Дополнительная камера называется форкамерой, откуда и получил свое наименование весь процесс.
Основная и дополнительная камеры соединены между собой двумя каналами (сопловыми отверстиями). В основную камеру подастся топливовоздушная смесь обычным образом через впускной клапан. В форкамере имеется свой дополнительный впускной клапан открывающийся под воздействием коромысла, снабженного специальной бобышкой. В бобышку ввернут винт , которым упирается в торец дополнительного клапана. При всасывании оба клапана открыты.
В форкамеру богатая смесь поступает из дополнительной (форкамерной) секции карбюратора по специальным сверлениям во впускном трубопроводе и головке блока.
Свеча зажигания расположена в форкамере, и когда проскакивает искра, богатая смесь легко воспламеняется. В форкамере нарастает давление, и по сопловым отверстиям в основную камеру с большой скоростью выбрасывается факел горящих частиц топлива, а также еще иесгоревших, но нагретых и активных частиц. Этот факел воспламеняет бедную смесь в основной камере, которая быстро сгорает, но обычным образом от электрической искры либо вообще не воспламенилась бы, либо, воспламенившись, горела бы медленно и вяло.
В остальном работа этого двигателя протекает как обычно по четырехтактному циклу.
Похожие статьи: