Генератор
Для питания потребителей и подзарядки аккумуляторной батареи на автомобиле установлен генератор 1250-ГЗ переменного тока мощностью 560 Вт. Генератор (рис. 1) представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением и встроенным кремниевым выпрямительным блоком 11. Генератор работает совместно с регулятором напряжения, который регулирует его работу. Генератор установлен сверху двигателя на кронштейне. Ротор 14 генератора приводится во вращение с помощью клинового ремня от шкива водяного насоса.
Статор 7 с обмотками в имеет две крышки 1 и 8 с шариковыми подшипниками 2 и 13, в которых вращается вал ротора. Ротор 14 состоит из вала, обмотки возбуждения и 12 клювообразных полюсов, которые создают магнитное поле. На валу ротора установлены два изолированных контактных кольца 5, через которые в обмотку возбуждения подается электрический ток.
Статор 7 представляет собой пакет пластин, набранный из листовой электротехнической стали. В пазы пакета уложены обмотки, концы которых присоединены к выпрямительному блоку БПВ4-45-02. Выпрямительный блок 11 служит для выпрямления переменного электрического тока, индуктируемого в обмотках статора. Выпрямительный блок состоит из двух пластин, в которых установлены 6 кремниевых диодов (по 3 диода разной полярности в каждой пластине).
На крышке 8 установлен щеткодержатель 10 с щетками 9У которые соприкасаются с контактными кольцами ротора.
На валу ротора установлен шкив 17 с центробежным вентилятором 15 для охлаждения внутренних частей генератора.
Воздух входит в генератор через окна в крышке 8, охлаждает генератор и под действием центробежного вентилятора выбрасывается наружу через окна крышки 1.
Прочитать остальную часть записи »
Ремонт батареи
Если неисправно несколько аккумуляторов, то лучше вскрыть и осмотреть всю батарею. Металлической лопаткой нужно очистить края крышек от мастики. Специальным захватом вынуть сразу асе шесть аккумуляторов.
При вскрытии одного аккумулятора мастику удаляют только вокруг этого аккумулятора. Ножовкой распиливают соседние межэлементные перемычки и вынимают один аккумулятор. Вынутые блоки пластин следует тщательно промыть и осмотреть. Поврежденные сепараторы необходимо заменить новыми, Активная масса пластин должна прочно держаться в ячейках пластин и не должна иметь вздутостей.
Если активная масса выпала не более чем на 3 — 5 ячеек решетки, пластина годна к дальнейшей эксплуатации.
Если пластины имеют повреждения, необходимо заменить весь блок.
Пластины, из решеток которых выпала активная масса, и сильно сульфатированные пластины подлежат замене (сульфат свинца представляет собой белый налет на поверхности пластин). Из бака необходимо удалить осадок и тщательно промыть бак.
После устранения неисправностей блоки пластин установить на место. Края крышек необходимо залить мастикой.
Сварку межэлементных перемычек, выводов или штырей производят угольным стержнем диаметром 6 — 7 мм.
Угольный стержень укрепляется в специальном держателе и соединяется с источником тока (например, аккумуляторной батареей); второй провод соединяют с перемычкой, которую необходимо запаять, Концом угольного стержня прикасаются к месту пайки и оплавляют свинец. При необходимости добавляют свинец. Во время пайки не следует допускать образования электрической дуги между свинцом и угольным стержнем. Спаянные места зачистить напильником.
При повреждении выводных штырей необходимо сделать из металла форму вывода и с помощью угольного стержня произвести напайку свинцу.
После сборки аккумуляторы заполняют электролитом и для определения годности батареи проводит контрольно-тренировочный цикл: батарею заряжают током 7,5 Л; к концу заряда производят доводку плотности электролита путем доливки дистиллированиой воды, в случаях, когда плотность выше нормы, и доливкой электролита плотностью 1,40 кг/см3, когда она ниже нормы;
по окончании заряда батарею подвергают разряду током 7,5 А.
Температура электролита в начале разряда должна быть (25±5)°С. Замеры напряжения и температуры производить через каждые 2 ч. После того как напряжение батареи снизится на 1,85 В, замеры напряжения производятся через каждые 15 мин. После снижения напряжения до 1,75 В замеры производятся непрерывно до тех пор, пока в одном из аккумуляторов напряжение не снизится до 1,7 В. После разряда батарею вновь приводят в полностью заряженное состояние.
Прочитать остальную часть записи »
Хранение аккумуляторных батарей
Новые, не залитые электролитом батареи, могут храниться в неотапливаемых помещениях при температуре до —50 °С. Хранение при более низкой температуре не рекомендуется во избежание образования трещин мастики. Пробки на батареях должны быть плотно ввернуты: герметизирующие детали (уплотнительные диски и стержни в вентиляционных отверстиях крышки) не должны удаляться.
Максимальный срок хранения батарей в сухом виде не должен превышать 3 лет.
Заряженные батареи следует хранить в прохладном помещении по возможности при постоянной температуре не ниже —30 °С и не выше 0 °С во избежание саморазряда и преждевременного отказа батареи из-за коррозии положительных пластин.
Батареи, снятые с автомобилей после небольшого времени эксплуатации, а также батареи, приведенные в действие, но не бывшие в эксплуатации, устанавливаются на хранение после их полного заряда.
Батареи, снятые с автомобилей после длительного периода эксплуатации, следует перед постановкой на хранение полностью зарядить, проверить плотность электролита, соответствует ли она плотности, установленной нормами дли данного района эксплуатации, и проверить правильность уровня электролита. Батареи следует подвергнуть контрольно-тренировочному разряду, чтобы убедиться в удовлетворительности их технического состояния. После этого батареи следует вновь зарядить, насухо протереть и ввернуть пробки, после чего они готовы для постановки на хранение.
В батарее с электролитом плотностью 1,30 г/см3, принятой для зимнего времени в районах с очень холодным климатом, следует провести доводку электролита до плотности 1,29 г/с.м3, так как хранение с электролитом большой плотности ускоряет разрушение пластин и сепараторов.
Батареи, поставленные на хранение в качестве резерва, который может потребоваться в любой момент для работы на автомобилях, должны поддерживаться в состоянии полной заряженности. Поэтому при положительной температуре хранения для восстановления емкости, потерянной от саморазряда, следует 1 раз в месяц подзаряжать батареи током 7,5 А.
На батареях, поставленных на хранение при температуре 0°С и ниже, следует ограничиваться ежемесячной проверкой плотности электролита и подзаряжать их только в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита (отнесенной к 25 °С) ниже 1,23 г/см3.
Батареи с сезонным бездействием также следует ежемесячно контролировать по плотности электролита.Заряжать эти батареи следует после хранения непосредственно перед пуском в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда выявлено падение плотности электролита (отнесенной к 25 °С) ниже 1,23 г/см3 во время хранения при температуре ниже О °С или падение плотности электролита ниже 1,21 г/см? во время хранения при положительной температуре.
Прочитать остальную часть записи »
Проверка и заряд аккумуляторной батареи
Проверка батареи нагрузочной вилкой. Дополнительно к проверке плотности электролита следует проверить состояние каждого аккумулятора батареи под нагрузкой большой силы тока. Для этого используются нагрузочной вилкой ЛЭ-2, снабженной резистором и вольтметром, имеющей нагрузочное сопротивление 0,02 Ом и рассчитанной на силу тока 100 А. Напряжение каждого аккумулятора заряженной батареи при проверке должно быть 1,7 — 1,8 В и должно оставаться устойчивым в течение 5 с.
Если напряжение аккумулятора 1,5 В или снижается во время проверки, то это значит, что батарея разряжена более чем на 50 % или неисправна. Если напряжение отдельных аккумуляторов неодинаково и отличается более чем на 0,2 В, батарею следует отправить на зарядную станцию для зарядки и проверки ее исправности.
При испытании батареи нагрузочной вилкой наливные отверстия в крышках элементов должны быть закрыты пробками.
Батареи или отдельные аккумуляторы нельзя проверять замыканием выводов металлическими предметами или проводами, так как короткие замыкания разрушают пластины. Элементы, плотность электролита в которых ниже 1,20 г/см3, проверять нагрузочной вилкой не рекомендуется.
Заряд аккумуляторной батареи. Электролит готовится из серной кислоты и дистиллированной воды с учетом мер безопасности.
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть в пределах 15 — 25 °С.
В аккумуляторных батареях, не бывших в употреблении, без автоматической регулировки уровня электролита из-под пробок удаляют герметизирующие диски или пленки(эти детали обратно в батареи не ставят). Затем заливают электролит на 10 — 15 мм выше предохранительной решетки, установленной над сепараторами.
Перед заливкой электролита в батареи, имеющие автоматическую регулировку уровня электролита, сначала удаляют стержни, вставленные в вентиляционные отверстия, затем вывертывают пробки и плотно надевают их на вентиляционные штуцера. Заливают электролит до уровня начала резьбы в наливном отверстии.
После этого пробки с вентиляционных штуцеров снимают, и уровень электролита автоматически становится нормальным. В особых случаях при необходимости срочного ввода в эксплуатацию допускается установка на автомобили батарей без поднаряда при условии, что плотность электролита не ранее чем через 20 мин и не позже чем через 2 ч после их заливки понизилась не более чем на 0,03 г/см3 против плотности залитого электролита.
Батареи ставят на первый заряд после 1 — 3-часовой выдержки с электролитом.
Положительный вывод аккумуляторной батареи присоединяют к положительному полюсу источника постоянного тока, а отрицательный к отрицательному, Сила тока заряда должна быть 7,5 А. Допускается в случае необходимости ускоренный заряд батарей двухступенчатым режимом. При первой ступени заряда применяется сила тока, в 1,5 раза большая по величине, т.е. 11 А. Заряд 1-й ступенью ведется до тех пор, пока напряжение на аккумуляторах не достигает 2,4 В. Далее при переходе на заряд 2-й ступенью силу тока следует снизить до 7,5 А.
Батарею включают на заряд, если температура электролита в аккумуляторах не выше 30 °С.
Прочитать остальную часть записи »
Техническое обслуживание аккумуляторной батареи
Батарею необходимо периодически осматривать и содержать в чистоте и в заряженном состоянии. Загрязнение поверхности батареи приводит к повышенному саморазряду. Наличие окислов или грязи на выводах значительно ухудшает пуск двигателя стартером из-за значительного падения напряжения в соединениях.
Если батарея часто и длительное время находится в разряженном или даже полуразряженном состоя и и и, возникает сульфатация пластин (покрытие пластин крупнокристаллическим сернокислым свинцом), что приводит к увеличению внутреннего сопротивления батареи и выходу из строя.
Длительные пуски двигателя стартером, особенно в холодное время, могут вызвать коробление пластин и выпадание из них активной массы.
Электролит, попавший на поверхность батареи, следует вытереть сухой ветошью или ветошью, смоченной в нашатырном спирте или в 10%- ном растворе кальцинированной соды. Окислившиеся выводы батареи и наконечники проводов следует очистить.
Не следует допускать натяжения проводов, так как это приводит к образованию трещин в мастике, устранить которые можно оплавлением электрическим паяльником. Гайки- барашки, притягивающие рамку крепления, следует затягивать туго, но не применяя какого-либо инструмента, гак как чрезмерная затяжка может привести к поломке бака батареи.
Плотность электролита (г/см3) при температуре 25 °С в зависимости от степени разрядки батареи показана в табл. 1.
В районах с холодным климатом при переходе с зимней эксплуатации на летнюю и наоборот батарею необходимо с автомобиля сиять и на зарядной станции откорректировать плотность электролита.
Прочитать остальную часть записи »