По многочисленным просьбам у нас появился автомобильный форум Добро пожаловать !!! Давайте развивать его вместе!


Трактор Т-25, Т-40М, Т-40АМ » Трансмиссия » Коробка передач, главная передача, дифференциал

На тракторах Т-25А, Т-40М, Т-40АМ, Т- 40АНМ применяют механические коробки передач с поперечным расположением валов.

На тракторе Т-25Л коробка передач имеет шесть реверсируемых передач и две замедленные. В одном корпусе с коробкой передач расположены главная передача и межколесный конический дифференциал с двумя сателлитами.

Ведомый вал сцепления связан с первичным ва­лом коробки передач жесткой соединительной муф­той (рис. 1). Соединительная муфта состоит из двух одинаковых жестких боковин, между которыми болтом с корончатой гайкой 5 зажаты концы пер­вичного и ведомого валов. В продольные шпоноч­ные канавки, выполненные на боковинах муфты и на концах валов, установлены четыре шпонки 3, при помощи которых передается вращение ведомо­го вала сцепления к первичному валу главной пе­редачи. Пружинные кольца 2, установленные в выточках валов и кольцевых канавках боковин, фик­сируют положение ведомою вала сцепления и удерживают его от продольных перемещений.

Боковины соединительной муфты обрабатывают­ся в сборе, поэтому при разборке трактора их нельзя разукомплектовывать. При установке на трактор обработанные торцы боковины должны быть повернуты в сторону коробки передач.

К обработанным плоскостям корпуса коробки пе­редач крепятся соединительный корпус (впереди), тормозные рукава (по бокам), гидроподъемник (сза­ди), верхняя крышка с механизмом рулевого управ­ления.

Механизмы коробки передач размешены в литом корпусе  (рис. 2). На рис. 3 показано положение шестерен при включении различных передач.

Первичный вал 8, изготовлен заодно с коничес­кой шестерней, и вращается в двух шариковых под­шипниках. Передний подшипник 4 закреплен пру­жинным стопорным кольцом в стакане 9 и является установочным. Задний подшипник 3 расположен в перегородке корпуса главной передачи. Под флан­цем стакана установочного подшипника первично­го вала размещены стальные прокладки 10 для ре­гулировки бокового зазора между зубьями коничес­ких шестерен.

В средней шлицевой части первичного вала раз­мещена цилиндрическая ведущая шестерня 11 допол­нительной передачи и вала отбора мощности. Ша­риковые подшипники и шестерня неподвижно зажа­ты гайкой 7 с контргайкой через распорную втулку 6. В расточке стакана переднего подшипника уста­новлен каркасный самоподжимной сальник 5, в ниж­ней части стакана выполнена продольная канавка для стока масла и разгрузки самоподжимного саль­ника от давления масла. Рабочая кромка сальника в процессе работы скользит по наружной поверхности распорной втулки.

Коническая шестерня первичного вала находит­ся в постоянном зацеплении с шестернями реверса 12. Механизм реверса состоит из двух ведомых коничес­ких шестерен 1 и 7 (рис. 4), зубчатой втулки 6, зуб­чатой муфты 5, упорных и регулировочных шайб.

Коническая шестерня реверса состоит из венка и ступицы, соединенных при помощи сварки и обра­ботанных в сборе. Ступица шестерни имеет зубча­тый венец, который соединяется подвижной зубча­той муфтой 5 с зубчатой втулкой 6. В ступицы ко­нических шестерен реверса запрессованы бронзовые втулки 4.

Зубчатая втулка 6 сидит на шлицах промежуточ­ного вала 3 в его средней части. На шлифованных цилиндрических поверхностях зубчатой втулки сво­бодно вращаются конические шестерни. От осевых перемещений механизм реверса зафиксирован упор­ными шайбами 2, 8 и 10. Правая упорная шайба 2 на шлицах упирается в бурт промежуточного вала. Эта шайба воспринимает осевые усилия, возника­ющие при работе механизма реверса на прямом ходу.

Осевые усилия, возникающие при работе кони­ческих шестерен реверса на заднем ходу, восприни­мают шайбы 8 и 10. Наружная шайба 10 налета на шлицы промежуточного вала и повернута в его кольцевой канавке на угол 30 градусов так, что шлицевые выступы отверстия шайбы стоят против шлиц промежуточного вала. Oт проворачивания наружную шайбу удерживают усики замковой шайбы 11, oтогнутые в пазы наружной шайбы. Замковая 11 и упорная 8 шайбы надеты на шлицы про­межуточного вала. Между шайбами могут быть ус­тановлены стальные прокладки 9 толщиной 0.5 и 0,2 мм, при помощи которых регулируют осевой разбег механизма реверса.

Муфта 5 выполнена с внутренними зубьями и в нейтральном положении реверса расположена на цилиндрическом венце зубчатой втулки. В кольце­вую канавку муфты 5 входит вилка переключения реверса, при помощи которой перемешают муфту по зубьям в гулки. Перемещением зубчатой муфты вправо или влево соединяют венец в гулки с зубча­тым венцом правой или левой конической шестерни реверса. При перемещении зубчатой муфты вправо промежуточный вал вращается вместе в правой ко­нической шестерней реверса и трактор движется впе­ред, при перемещении зубчатой муфты влсва трактор движется назад. В нейтральном положении зубчатой муфты обе конические шестерни вращаются свободно и вращение на промежуточный вал не пе­редается.

Штифты 12 ограничивают перемещение зубчатой муфты. На шлицах промежуточного вала 14 (см. рис. 2) справа от механизма реверса расположена  подвижная шестерня 2 второй и четвертой передачи (в числителе указан номер передачи при работе на за­медленном ряду, в знаменателе при работе на ус­коренном ряду).

Слева от механизма реверса помещена двойная подвижная шестерня 13 первой/третьей и пятой/шестой передач. Подвижные шестерни имеют кольце­вые канавки для вилок переключения передач.

Промежуточный вал 14 установлен на двух радиальных шариковых подшипниках. Все осевые усилия, возникающие при работе конических шестерен реверса, воспринимает правый подшипник 47. Внут­реннее кольцо подшипника сидит на втулке 43 с буртиком для упора подшипника и вместе со втул­кой неподвижно зажато на валу корончатой гайкой через проставочную втулку 44 и распорную втулку 46. Наружное кольцо подшипника зажато между кольцевым буртом стакана 48, размещенно­го в боковой расточке корпуса и буртиком гнезда 42 сальников. Гнездо сальников вместе со стаканом подшипника прикреплено к корпусу четырьмя болтами.

Наружное кольцо подшипника 15 левой опоры доставлено в расточку корпуса главной передачи,   внутреннее напрессовано на шейку промежуточ­ного вала до упора в бурт и закреплено стопорным кольцом 16.

Пол фланцем стакана 48 помешены регулировочные прокладки 49, при помощи которых перемещают промежуточный вал в осевом направлении для 1учения одинакового зазора между зубьями в зацеплении конических шестерен механизма реверса с конической шестерней первичного вала. Регулировочные металлические прокладки выпускают толщиной 0.2; 0.5 и 1 мм, они выполнены двух половинок, в стыке между ними установлены войлочные пробки. При установке прокладок необходимо следить, чтобы толщина прокладок с их сторон была одинаковой. Правый конец промежуточною вала оканчивается шлицами для приводного шкива при работе со стационарными машинами, конец промежуточного вала закрыт защитным колпаком 45, прикрепленным болтами к гнезду сальников. Oт промежуточного вала вращение передастся главный вал 23, вращающийся в расточках корпуса главной передачи, параллельно промежуточ­ному валу (в двух радиальных шариковых подшип­никах).

В средней части главного вала установлена на шлицах подвижная шестерня 22 удвоителя. Справа от подвижной шестерни расположена шестерня 37 постоянного зацепления с внутренними и наружны­ми зубьями и ведомая шестерня 36 второй (четвер­той) передачи.

Шестерня 37 свободно вращается на втулке 40. Бурт втулки и обойма 38 ограничивают осевые пе­ремещения шестерни. Втулка 40 установлена на шлицах главною вала и зафиксирована от осевых перемещений при помощи шарика, размешенного в лунке вала и отверстии втулки и перекрытого обой­мой 38. Втулка с шариком, обойма 38, ступица шес­терни 36 и внутреннее кольцо правого подшипника 41 неподвижно зажаты на главном валу коронча­той гайкой. Наружное кольцо правого подшипни­ка находится в расточке корпуса главной передачи. Снаружи правый конец главного вала закрыт штампованной крышкой 39.

Слева от подвижной шестерни удвоителя нахо­дится шестерня 21 пятой (шестой) передачи и шес­терня 17 первой (третьей) передачи.

Шестерня 21 надета на шлицы главного вала и зафиксирована от осевых перемещений шариком, размешенным в лунке вала и цилиндрическом отвер­стии в ступице шестерни и перекрытым обоймой 20. Шестерни с шариком, обойма и внутреннее кольцо левого подшипника 18 неподвижно зажаты на глав­ном валу корончатой гайкой.

Левый подшипник 18 удерживает главный вал от осевых перемещений. В кольцевой канавке на­ружного кольца этого подшипника смонтировано разрезное пружинное стопорное кольцо. Крышка 19, закрывающая левые подшипники промежуточного и главного валов, имеет проточку и зажимает сто­порное кольцо между крышкой и корпусом главной передачи, удерживая подшипник, а, следовательно, и главный вал от осевых перемещений.

Между ступицами шестерен 17 и 36 и торцами обойм 20 и 38 проложены регулировочные шайбы, при помощи которых можно изменять положение шестерен на валу, обеспечивая расположение в од­ной плоскости торцов включенных ведущих подвиж­ных шестерен промежуточного вала и соответству­ющих ведомых шестерен главного вала.

С главного вала вращение перелается на корпус 26 дифференциала. Дифференциал трактора Т-25А конический, двухсателлитный с неразъемным литым корпусом. На корпусе дифференциала напрессова­ны и закреплены заклепками две ведомые цилинд­рические шестерни 27 и 34. Для получения передач замедленного ряда подвижную шестерню 22 удвои­теля вводят в зацепление с шестерней 27. Шестерня 37 постоянного зацепления в этом случае вращает­ся свободно на втулке 40. Для получения передач ускоренного ряда подвижную шестерню вводят в зацепление с внутренними зубьями шестерни 37.

Внутри корпуса дифференциала помешены две конические полуосевые шестерни 25 и два коничес­ких сателлита 28. Сателлиты свободно вращаются на обшей оси 29. Две стопорные планки, прикреп­ленные болтами к корпусу дифференциала, удержи­вают ось от сдвига. Одна из стопорных планок вхо­дит в лыску, имеющуюся на конце оси. и удержива­ет ось от проворачивания в корпусе.

Под опорные сферические поверхности сателли­тов установлены сферические шайбы 31. Шайба вы­полнена с усиком, который входит в продольный паз оси дифференциала и удерживает шайбу от про­ворачивания. Для регулировки зазора в зацеплении конических шестерен дифференциала между шайбами и корпусом дифференциала прокладываю» тон­кие стальные шайбы 30.

Полуосевые конические шестерни свободно вра­щаются в расточках корпуса дифференциала. В шли­цованные отверстия шестерен вставлены шлицевыми концами валы 33 ведущих шестерен бортовых передач трактора. Корпус дифференциала враща­ется в двух шариковых радиальных подшипниках 32. Наружные кольца подшипников помешены в литых стаканах 35, которые установлены в боковые расточки корпуса главной передачи и прикрепле­ны болтами у его стенкам. Расточки корпуса и об­работанные цилиндрические поверхности фланцев стаканов обеспечивают соосность отверстий пол под­шипники, а но наружным цилиндрическим поверх­ностям фланцев стаканов центрируют тормозные рукава с бортовыми передачами. Самоподжимные сальники 24, запрессованные в средние расточки стаканов, охватывают валы ведущих шестерен бор­товых передач и не дают маслу перетекать из глав­ной передачи в тормозные рукава.

В нижней части корпуса главной передачи под промежуточными и главными валами размешен узел дополнительных пониженных передач и привода к заднему валу отбора мощности. Приводной валик 10 (рис. 5) дополнительной передачи расположен вдоль оси корпуса и вращае1ся в двух подшипни­ках. Внутреннее кольцо переднего шарикового под­шипника 5 помешено на цилиндрическом конце вала, а наружное кольцо запрессовано в стакане до упора в буртик и зафиксировано от осевых перемещений стопорным пружинным кольцом 4. Стакан подшипника установлен в расточке передней стен­ки корпуса и закрыт плоской крышкой 6.

В передней части приводного валика на шлицах расположена ведомая шестерня 1 дополнительной передачи шестерня 1 находится в постоянном зацеп­лении с ведущей цилиндрической шестерней первич­ного вала. От осевых перемещений она зафиксирована упорным кольцом 7 и стопорным пружинным кольцом 8.

В средней части приводного валика, между сто­порными пружинными кольцами 11 и 21 размеще­ны роликовый радиальный подшипник 23 и веду­щая коническая шестерня 22 дополнительной пере­дачи. Наружное кольцо подшипника 23 установле­но в расточке прилива, в нижней части корпуса главной передачи.

Ведомая коническая шестерня 20 дополнительной передачи выполнена заодно с валиком и вращается в двух шариковых радиальных подшипниках. Внутренний подшипник 19 сидит в расточке прилива корпуса главной передачи. Внутреннее кольш подшипника напрессовано на шейку вала до упо ра в торен шестерни и закреплено стопорным пру жииным кольцом 18. второй подшипник 15 установлен на валике между двумя стопорными кольцами. Наружное кольцо подшипника входит в расточк; сгакана 14 и зажато между буртом стакана и крыш кой 16.

Под фланцами стаканов 3 и 14 положены про кладки, при помощи которых регулируют зазор в зацеплении конических шестерен дополнительной передачи.

На шлицевой части валика ведомой конической шестерни дополнительной передачи посажена под­вижная шестерня 17 с кольцевой канавкой для вил­ки переключения. Для включения дополнительных передач эту шестерню необходимо ввести в зацепле­ние с шестерней первой (третьей) передачи главно­го вала. При этом вращение от двигателя передает­ся через шестерни постоянного зацепления на при­водной валик 10. конические шестерни 20 и 22, ве­дущую шестерню 17 (рис. 2) первой (третьей) пере­дачи на главный вал. С главного вала вращение передается па дифференциал, бортовые передачи и ведущие колеса трактора. В зависимости от поло­жения подвижной шестерни 22 удвоителя будет включена 1 я или 2 я дополнительная передача (тя­говое усилие при этом не должно превышать 700 кг).

Для перемещения подвижных шестерен служат вилки переключения. Вилки входят нижними кон­цами в кольцевые канавки подвижных шестерен и муфты реверса. Валики переключения передвигаются в paсточках боковых стенок корпуса закрытых крышками 18 (рис. 6).

Передний валик 2 обеспечивает переключение блока шестерен первой (третьей, пятой), шестой передач. Вилка переключения 7 закреплена на валике болтом, который стягивает ступицу вилки и цилиндрической частью входит в выемку валика. В верхней части вилка имеет паз, в который входит шаровой  конец рычага переключения передач. На валике 4 закреплена вилка 5 переключения реверса. Валик 6 служит для передвижения шестерни удвоителя. На валике стяжным болтом закреплен поводок. Цилиндрическая часть поводка имеет резьбу, на которую навинчена вилка 10 переключения удвоителя. Самоотвинчивание вилки переключения удвоителя на резьбе необходимо для регулировки положения подвижной шестерни удвоителя. Это обеспечит надежное зацепление подвижной шестерни с черней постоянного зацепления 37 (рис. 2), при правильно отрегулированной вилке и включенном ускоренном ряде передач зазор между вилкой и торцом шестерни постоянного зацепления должен составлять 2 мм.

На вилке 3 (рис. 6) закреплен поводок 8 и вилка 1 переключения второй (четвертой) передачи. В вер­хней части поводки выполнен паз для шаровой го­ловки рычага переключения. Рычаг поводка прохо­дит над валиками переключения реверса и удвоите­ля и входит шаровой головкой в цилиндрическое сверление вилки 9 переключения дополнительных передач.

Вилка свободно установлена на валике 14 и пе­ремешается по нему при переключении передачи. Валик расположен в чугунных втулках корпуса. На левом конце валика, выступающем из корпуса глав- нон передачи, установлена педаль сцепления, на правом конце приварен рычажок для соединения валика 14 с механизмом 20 блокировки передач, от осевых, перемещения валик удерживают упорные шайбы 16, которые одновременно закрывают рас­точки корпуса с сальниками 15.

Похожие статьи:

  1. Четырехступенчатая коробка передач ГАЗ-3307
  2. Коробка передач
  3. Осмотр и контроль деталей коробки передач
  4. Разборка коробки передач
  5. Разборка первичного и вторичного вала

Оставить комментарий

 

Spam Protection by WP-SpamFree

Поиск
Рубрики

Последние комментарии