Трактор Т-25, Т-40М, Т-40АМ » Трансмиссия » Коробка передач, главная передача, дифференциал
На тракторах Т-25А, Т-40М, Т-40АМ, Т- 40АНМ применяют механические коробки передач с поперечным расположением валов.
На тракторе Т-25Л коробка передач имеет шесть реверсируемых передач и две замедленные. В одном корпусе с коробкой передач расположены главная передача и межколесный конический дифференциал с двумя сателлитами.
Ведомый вал сцепления связан с первичным валом коробки передач жесткой соединительной муфтой (рис. 1). Соединительная муфта состоит из двух одинаковых жестких боковин, между которыми болтом с корончатой гайкой 5 зажаты концы первичного и ведомого валов. В продольные шпоночные канавки, выполненные на боковинах муфты и на концах валов, установлены четыре шпонки 3, при помощи которых передается вращение ведомого вала сцепления к первичному валу главной передачи. Пружинные кольца 2, установленные в выточках валов и кольцевых канавках боковин, фиксируют положение ведомою вала сцепления и удерживают его от продольных перемещений.
Боковины соединительной муфты обрабатываются в сборе, поэтому при разборке трактора их нельзя разукомплектовывать. При установке на трактор обработанные торцы боковины должны быть повернуты в сторону коробки передач.
К обработанным плоскостям корпуса коробки передач крепятся соединительный корпус (впереди), тормозные рукава (по бокам), гидроподъемник (сзади), верхняя крышка с механизмом рулевого управления.
Механизмы коробки передач размешены в литом корпусе (рис. 2). На рис. 3 показано положение шестерен при включении различных передач.
Первичный вал 8, изготовлен заодно с конической шестерней, и вращается в двух шариковых подшипниках. Передний подшипник 4 закреплен пружинным стопорным кольцом в стакане 9 и является установочным. Задний подшипник 3 расположен в перегородке корпуса главной передачи. Под фланцем стакана установочного подшипника первичного вала размещены стальные прокладки 10 для регулировки бокового зазора между зубьями конических шестерен.
В средней шлицевой части первичного вала размещена цилиндрическая ведущая шестерня 11 дополнительной передачи и вала отбора мощности. Шариковые подшипники и шестерня неподвижно зажаты гайкой 7 с контргайкой через распорную втулку 6. В расточке стакана переднего подшипника установлен каркасный самоподжимной сальник 5, в нижней части стакана выполнена продольная канавка для стока масла и разгрузки самоподжимного сальника от давления масла. Рабочая кромка сальника в процессе работы скользит по наружной поверхности распорной втулки.
Коническая шестерня первичного вала находится в постоянном зацеплении с шестернями реверса 12. Механизм реверса состоит из двух ведомых конических шестерен 1 и 7 (рис. 4), зубчатой втулки 6, зубчатой муфты 5, упорных и регулировочных шайб.
Коническая шестерня реверса состоит из венка и ступицы, соединенных при помощи сварки и обработанных в сборе. Ступица шестерни имеет зубчатый венец, который соединяется подвижной зубчатой муфтой 5 с зубчатой втулкой 6. В ступицы конических шестерен реверса запрессованы бронзовые втулки 4.
Зубчатая втулка 6 сидит на шлицах промежуточного вала 3 в его средней части. На шлифованных цилиндрических поверхностях зубчатой втулки свободно вращаются конические шестерни. От осевых перемещений механизм реверса зафиксирован упорными шайбами 2, 8 и 10. Правая упорная шайба 2 на шлицах упирается в бурт промежуточного вала. Эта шайба воспринимает осевые усилия, возникающие при работе механизма реверса на прямом ходу.
Осевые усилия, возникающие при работе конических шестерен реверса на заднем ходу, воспринимают шайбы 8 и 10. Наружная шайба 10 налета на шлицы промежуточного вала и повернута в его кольцевой канавке на угол 30 градусов так, что шлицевые выступы отверстия шайбы стоят против шлиц промежуточного вала. Oт проворачивания наружную шайбу удерживают усики замковой шайбы 11, oтогнутые в пазы наружной шайбы. Замковая 11 и упорная 8 шайбы надеты на шлицы промежуточного вала. Между шайбами могут быть установлены стальные прокладки 9 толщиной 0.5 и 0,2 мм, при помощи которых регулируют осевой разбег механизма реверса.
Муфта 5 выполнена с внутренними зубьями и в нейтральном положении реверса расположена на цилиндрическом венце зубчатой втулки. В кольцевую канавку муфты 5 входит вилка переключения реверса, при помощи которой перемешают муфту по зубьям в гулки. Перемещением зубчатой муфты вправо или влево соединяют венец в гулки с зубчатым венцом правой или левой конической шестерни реверса. При перемещении зубчатой муфты вправо промежуточный вал вращается вместе в правой конической шестерней реверса и трактор движется вперед, при перемещении зубчатой муфты влсва трактор движется назад. В нейтральном положении зубчатой муфты обе конические шестерни вращаются свободно и вращение на промежуточный вал не передается.
Штифты 12 ограничивают перемещение зубчатой муфты. На шлицах промежуточного вала 14 (см. рис. 2) справа от механизма реверса расположена подвижная шестерня 2 второй и четвертой передачи (в числителе указан номер передачи при работе на замедленном ряду, в знаменателе при работе на ускоренном ряду).
Слева от механизма реверса помещена двойная подвижная шестерня 13 первой/третьей и пятой/шестой передач. Подвижные шестерни имеют кольцевые канавки для вилок переключения передач.
Промежуточный вал 14 установлен на двух радиальных шариковых подшипниках. Все осевые усилия, возникающие при работе конических шестерен реверса, воспринимает правый подшипник 47. Внутреннее кольцо подшипника сидит на втулке 43 с буртиком для упора подшипника и вместе со втулкой неподвижно зажато на валу корончатой гайкой через проставочную втулку 44 и распорную втулку 46. Наружное кольцо подшипника зажато между кольцевым буртом стакана 48, размещенного в боковой расточке корпуса и буртиком гнезда 42 сальников. Гнездо сальников вместе со стаканом подшипника прикреплено к корпусу четырьмя болтами.
Наружное кольцо подшипника 15 левой опоры доставлено в расточку корпуса главной передачи, внутреннее напрессовано на шейку промежуточного вала до упора в бурт и закреплено стопорным кольцом 16.
Пол фланцем стакана 48 помешены регулировочные прокладки 49, при помощи которых перемещают промежуточный вал в осевом направлении для 1учения одинакового зазора между зубьями в зацеплении конических шестерен механизма реверса с конической шестерней первичного вала. Регулировочные металлические прокладки выпускают толщиной 0.2; 0.5 и 1 мм, они выполнены двух половинок, в стыке между ними установлены войлочные пробки. При установке прокладок необходимо следить, чтобы толщина прокладок с их сторон была одинаковой. Правый конец промежуточною вала оканчивается шлицами для приводного шкива при работе со стационарными машинами, конец промежуточного вала закрыт защитным колпаком 45, прикрепленным болтами к гнезду сальников. Oт промежуточного вала вращение передастся главный вал 23, вращающийся в расточках корпуса главной передачи, параллельно промежуточному валу (в двух радиальных шариковых подшипниках).
В средней части главного вала установлена на шлицах подвижная шестерня 22 удвоителя. Справа от подвижной шестерни расположена шестерня 37 постоянного зацепления с внутренними и наружными зубьями и ведомая шестерня 36 второй (четвертой) передачи.
Шестерня 37 свободно вращается на втулке 40. Бурт втулки и обойма 38 ограничивают осевые перемещения шестерни. Втулка 40 установлена на шлицах главною вала и зафиксирована от осевых перемещений при помощи шарика, размешенного в лунке вала и отверстии втулки и перекрытого обоймой 38. Втулка с шариком, обойма 38, ступица шестерни 36 и внутреннее кольцо правого подшипника 41 неподвижно зажаты на главном валу корончатой гайкой. Наружное кольцо правого подшипника находится в расточке корпуса главной передачи. Снаружи правый конец главного вала закрыт штампованной крышкой 39.
Слева от подвижной шестерни удвоителя находится шестерня 21 пятой (шестой) передачи и шестерня 17 первой (третьей) передачи.
Шестерня 21 надета на шлицы главного вала и зафиксирована от осевых перемещений шариком, размешенным в лунке вала и цилиндрическом отверстии в ступице шестерни и перекрытым обоймой 20. Шестерни с шариком, обойма и внутреннее кольцо левого подшипника 18 неподвижно зажаты на главном валу корончатой гайкой.
Левый подшипник 18 удерживает главный вал от осевых перемещений. В кольцевой канавке наружного кольца этого подшипника смонтировано разрезное пружинное стопорное кольцо. Крышка 19, закрывающая левые подшипники промежуточного и главного валов, имеет проточку и зажимает стопорное кольцо между крышкой и корпусом главной передачи, удерживая подшипник, а, следовательно, и главный вал от осевых перемещений.
Между ступицами шестерен 17 и 36 и торцами обойм 20 и 38 проложены регулировочные шайбы, при помощи которых можно изменять положение шестерен на валу, обеспечивая расположение в одной плоскости торцов включенных ведущих подвижных шестерен промежуточного вала и соответствующих ведомых шестерен главного вала.
С главного вала вращение перелается на корпус 26 дифференциала. Дифференциал трактора Т-25А конический, двухсателлитный с неразъемным литым корпусом. На корпусе дифференциала напрессованы и закреплены заклепками две ведомые цилиндрические шестерни 27 и 34. Для получения передач замедленного ряда подвижную шестерню 22 удвоителя вводят в зацепление с шестерней 27. Шестерня 37 постоянного зацепления в этом случае вращается свободно на втулке 40. Для получения передач ускоренного ряда подвижную шестерню вводят в зацепление с внутренними зубьями шестерни 37.
Внутри корпуса дифференциала помешены две конические полуосевые шестерни 25 и два конических сателлита 28. Сателлиты свободно вращаются на обшей оси 29. Две стопорные планки, прикрепленные болтами к корпусу дифференциала, удерживают ось от сдвига. Одна из стопорных планок входит в лыску, имеющуюся на конце оси. и удерживает ось от проворачивания в корпусе.
Под опорные сферические поверхности сателлитов установлены сферические шайбы 31. Шайба выполнена с усиком, который входит в продольный паз оси дифференциала и удерживает шайбу от проворачивания. Для регулировки зазора в зацеплении конических шестерен дифференциала между шайбами и корпусом дифференциала прокладываю» тонкие стальные шайбы 30.
Полуосевые конические шестерни свободно вращаются в расточках корпуса дифференциала. В шлицованные отверстия шестерен вставлены шлицевыми концами валы 33 ведущих шестерен бортовых передач трактора. Корпус дифференциала вращается в двух шариковых радиальных подшипниках 32. Наружные кольца подшипников помешены в литых стаканах 35, которые установлены в боковые расточки корпуса главной передачи и прикреплены болтами у его стенкам. Расточки корпуса и обработанные цилиндрические поверхности фланцев стаканов обеспечивают соосность отверстий пол подшипники, а но наружным цилиндрическим поверхностям фланцев стаканов центрируют тормозные рукава с бортовыми передачами. Самоподжимные сальники 24, запрессованные в средние расточки стаканов, охватывают валы ведущих шестерен бортовых передач и не дают маслу перетекать из главной передачи в тормозные рукава.
В нижней части корпуса главной передачи под промежуточными и главными валами размешен узел дополнительных пониженных передач и привода к заднему валу отбора мощности. Приводной валик 10 (рис. 5) дополнительной передачи расположен вдоль оси корпуса и вращае1ся в двух подшипниках. Внутреннее кольцо переднего шарикового подшипника 5 помешено на цилиндрическом конце вала, а наружное кольцо запрессовано в стакане до упора в буртик и зафиксировано от осевых перемещений стопорным пружинным кольцом 4. Стакан подшипника установлен в расточке передней стенки корпуса и закрыт плоской крышкой 6.
В передней части приводного валика на шлицах расположена ведомая шестерня 1 дополнительной передачи шестерня 1 находится в постоянном зацеплении с ведущей цилиндрической шестерней первичного вала. От осевых перемещений она зафиксирована упорным кольцом 7 и стопорным пружинным кольцом 8.
В средней части приводного валика, между стопорными пружинными кольцами 11 и 21 размещены роликовый радиальный подшипник 23 и ведущая коническая шестерня 22 дополнительной передачи. Наружное кольцо подшипника 23 установлено в расточке прилива, в нижней части корпуса главной передачи.
Ведомая коническая шестерня 20 дополнительной передачи выполнена заодно с валиком и вращается в двух шариковых радиальных подшипниках. Внутренний подшипник 19 сидит в расточке прилива корпуса главной передачи. Внутреннее кольш подшипника напрессовано на шейку вала до упо ра в торен шестерни и закреплено стопорным пру жииным кольцом 18. второй подшипник 15 установлен на валике между двумя стопорными кольцами. Наружное кольцо подшипника входит в расточк; сгакана 14 и зажато между буртом стакана и крыш кой 16.
Под фланцами стаканов 3 и 14 положены про кладки, при помощи которых регулируют зазор в зацеплении конических шестерен дополнительной передачи.
На шлицевой части валика ведомой конической шестерни дополнительной передачи посажена подвижная шестерня 17 с кольцевой канавкой для вилки переключения. Для включения дополнительных передач эту шестерню необходимо ввести в зацепление с шестерней первой (третьей) передачи главного вала. При этом вращение от двигателя передается через шестерни постоянного зацепления на приводной валик 10. конические шестерни 20 и 22, ведущую шестерню 17 (рис. 2) первой (третьей) передачи на главный вал. С главного вала вращение передается па дифференциал, бортовые передачи и ведущие колеса трактора. В зависимости от положения подвижной шестерни 22 удвоителя будет включена 1 я или 2 я дополнительная передача (тяговое усилие при этом не должно превышать 700 кг).
Для перемещения подвижных шестерен служат вилки переключения. Вилки входят нижними концами в кольцевые канавки подвижных шестерен и муфты реверса. Валики переключения передвигаются в paсточках боковых стенок корпуса закрытых крышками 18 (рис. 6).
Передний валик 2 обеспечивает переключение блока шестерен первой (третьей, пятой), шестой передач. Вилка переключения 7 закреплена на валике болтом, который стягивает ступицу вилки и цилиндрической частью входит в выемку валика. В верхней части вилка имеет паз, в который входит шаровой конец рычага переключения передач. На валике 4 закреплена вилка 5 переключения реверса. Валик 6 служит для передвижения шестерни удвоителя. На валике стяжным болтом закреплен поводок. Цилиндрическая часть поводка имеет резьбу, на которую навинчена вилка 10 переключения удвоителя. Самоотвинчивание вилки переключения удвоителя на резьбе необходимо для регулировки положения подвижной шестерни удвоителя. Это обеспечит надежное зацепление подвижной шестерни с черней постоянного зацепления 37 (рис. 2), при правильно отрегулированной вилке и включенном ускоренном ряде передач зазор между вилкой и торцом шестерни постоянного зацепления должен составлять 2 мм.
На вилке 3 (рис. 6) закреплен поводок 8 и вилка 1 переключения второй (четвертой) передачи. В верхней части поводки выполнен паз для шаровой головки рычага переключения. Рычаг поводка проходит над валиками переключения реверса и удвоителя и входит шаровой головкой в цилиндрическое сверление вилки 9 переключения дополнительных передач.
Вилка свободно установлена на валике 14 и перемешается по нему при переключении передачи. Валик расположен в чугунных втулках корпуса. На левом конце валика, выступающем из корпуса глав- нон передачи, установлена педаль сцепления, на правом конце приварен рычажок для соединения валика 14 с механизмом 20 блокировки передач, от осевых, перемещения валик удерживают упорные шайбы 16, которые одновременно закрывают расточки корпуса с сальниками 15.
Похожие статьи: