Трактор Т-25, Т-40М, Т-40АМ » Трансмиссия » Сцепление Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ
Ни тракторах Т-40М, Т-40АМ и Т-40АНМ установлено двухпоточное сцепление.
Сдвоенное сцепление с раздельным управлением позволяет получить полностью независимый привод для валов отбора мощности. Благодаря этому переключение передач можно производить без остановки вала отбора мощности, а включение и выключение вала отбора мощности (ВОМ) без остановки трактора.
Сцепление смонтировано непосредственно за двигателем в чугунном корпусе 40 (рис. 1). Корпус разделен на две части. В переднем сухом отсеке размешено сцепление и его привод. В заднем отсеке расположен привод механизма переключения вала отбора мощности. На дне отсека выполнено фигурное окно для установки редуктора привода передних ведущих колес. В левой стенке сделано круглое окно для установки бокового вала отбора мощности.
Ведущим диском главного сцепления служит внутренняя торцевая поверхность маховика двигателя. Ведомый диск 12 через шлицевую ступицу 9 соединен с валом 25 главного сцепления. Передней опорой вала 25 является шариковый подшипник 6, установленный в расточке коленчатого вала. Задний шлицевой конец вала 25 входит в отверстие ведущей конической шестерни коробки передач.
Кольцо 28 удерживает вал 25 от перемещения в осевом направлении и фиксируется специальной гайкой 26, навернутой на хвостовик ведущей конической шестерни. Гайку стопорят шайбой 27.
Ведущий диск 15 сцепления вала отбора мощности (ВОМ) представляет собой обработанную чугунную отливку, прикрепленную болтами к маховику 5. Нажимные диски 13 и 14 входят в расточку маховика 5. Ведомый диск 11 сцепления ВОМ шлицевой ступицей 10 соединен с полым валом 24. Опорами вала шестерни 24 служат роликовый подшипник, сидящий на валу 25 и шариковый подшипник. Последний установлен в стакане 30 в перегородке корпуса 40 сцепления и прижат к бурту стакана кронштейном отводки 29. Перемещение внутреннего кольца подшипника 23 ограничено буртом вала 24 и пружинным стопорным кольцом. Благодаря тому, что подшипник 23 зажат и на валу 24 в стакане, он фиксирует осевое перемещение вала 4. К стальным ведомым дискам 11 и 12 с двух сторон приклепаны фрикционные накладки. Каждый нажимной диск центрируют в расточке тремя пальцами 42, запрессованными в маховик.
Перемещение нажимных дисков 13 и 14 и сжатие ведомых дисков 12 и 11 происходит пол воздействием пружин 44, равномерно установленных по окружности дисков в стаканах 43.
Разжимаясь, пружины 44 одним концом через прокладки 46 давят на нажимной диск 13 и перемещают его до тех пор пока он не прижмет ведомый диск 12 главного сцепления к торцу маховика 5. Другим конном пружины 44 через бурты стаканов 4з давят на нажимной диск 14, перемещая его до тех пор, пока ведомый диск 11 сцепления ВОМ не прижмется к ведущему диску 15.
При включенных сцеплениях вращение от коленчатого вала двигателя двумя независимыми потоками передается через ведомый диск 12 главного сцепления и вал 25 к трансмиссии трактора, а через ведомый диск 11 сцепления ВОМ и полый вал шестерню 24 к валам отбора мощности.
Чтобы предотвратить попадание смазки в полость сцепления на валу шестерне 24 установлен каркасный самоподжимной сальник. Шариковый подшипник 23, установленный за сальником, имеет защитную шайбу со стороны сальника. С обратной стороны перед подшипником установлена отражательная шайба. На валу 25 главного сцепления поставлены войлочный и каркасный самоподжимной сальник и резиновое кольцо. В торце коленчатого вала за подшипником 6 установлен самоподжимной каркасный сальник масло, попавшее в сухой отсек корпуса сцепления, сливают через спускную пробку в нижней части картера маховика.
Главным сцеплением и сцеплением ВОМ управляет педалями (рис. 2). Педаль 13 главного сцепления установлена на валике 14 в двух капролоновых втулках, запрессованных в ступицу педали. Педаль соединена с рычагом 6 валика пилки выключения главного сцепления регулировочной тягой 5.
Оттяжная пружина 7 установлена в отверстие ушек, одно из которых приварено к педали, а другое к торцу валика вики выключения. С механизмом блокировки переключения передач 13 главного сцепления блокировочной тягой 4.
Педаль 12 сцепления ВОМ расположена елевой стороны корпуса сцепления. Она поворачивается вокруг оси 9, закрепленной на левой стенке корпуса сцепления. В крайнем заднем положении педаль удерживает пружина 8. При выключении сцепления ВОМ усилие от педали 12 на рычаг 11 валика выключения передастся тягой 10.
Схема работы главного сцепления и сцепления ВОМ показана на рисунке 3.
Похожие статьи: