ГАЗ 53 » Трансмиссия » Задний мост
Устройство главной передачи заднего моста показано на рис. 1.
Картер заднего моста штампованной конструкции тина «банджо» прямоугольного сечения. Сзади к средней части картера приварен штампованный колпак, а спереди усилитель. К картеру двумя продольными швами приварены подушки рессор, к концам рукавов — цапфы колес. Цапфы имеют фланцы, к которым крепят тормозные шиты. На цапфу напрессована втулка сальника, в наружный торец которой упирается внутреннее кольцо внутреннего подшипника ступицы заднего колеса.
На шлифованные шейки цапфы устанавливают подшипники ступиц, а на резьбовые концы цапф навертывают гайки и контргайки крепления чгих подшипников. На резьбовых концах цапф имеются пазы, в которые заходят фиксирующие усики стопорных шайб.
Главная передача — гипоидного типа. Ось ведущей шестерни относительно оси ведомой смещена вниз на 32 мм. Шестерни на заводе подбирают комплектно по контакту в зацеплении, поэтому и замену одной из шестерен нужно производить на комплекс шестерен. Смещение осей шестерен в гипоидной передаче вызывает значительное скольжение в зоне зацепления зубьев, что требует применения для смазки специального масла, обладающего высокими противозадирными и противоизносными свойствами.
Главная передача и дифференциал смонтированы в отдельный картер 14 редуктора, который свободно вставляют в отверстие балки моста и закреп л я ют десятью бол гами. Кроме того, в картере редуктора имеются два резьбовых отверстия, в которые устанавливают болты для демонтажа. Между фланцем картера редуктора и привалочной плоскостью усилителя картера заднего моста стоит картон- пая прокладка. Зубчатый венец ведущей шестерни 8 изготовлен как одно целое с валом. На задний конец шестерни напрессован до упора в торец шестерни цилиндрический роликоподшипник, который застопорен кольцом. При сборке кольцо надевают на шейку и устанавливают в одной плоскости с канавкой, а затем обжимают, углубляясь в канавку. Наружное кольцо подшипника устанавливают в отверстие прилива картера редуктора.
Внутреннее кольцо заднего конического роликоподшипника запрессовано на гладкую шейку вала до упора в передний торец венца, а внутреннеекольцо переднего роликоподшипника установлено на шейку шестерни с небольшим зазором. Это дает возможность легко снимать его при регулировке затяжки конических подшипников.
Наружные кольца подшипников запрессованы в гнезда муфты подшипников 5 до упора в бурт. Между внутренними кольцами конических подшипников установлено регулировочное кольцо 11, которым регулируют затяжку конических подшипников (за счет установки колец разной толщины).
На шлицы ведущей шестерни установлены маслосгонное кольцо и фланец в карданного вала. Через шайбу гайкой 7 затягивают детали, установленные на ведущей шестерне. Затянутую гайку стопорят шплинтом. К фланцу приварен штампованный отражатель, который защищает сальник от грязи и повреждения его посторонними предметами. Сальник, предотвращающий вытекание масла из редуктора моста, запрессован в литую крышку 9, которая центрируется по наружной поверхности фланца муфты. Между крышкой и муфтой установлена паронитовая прокладка.
Для регулирования положения ведущей шестерни устанавливают пакет регулировочных прокладок 4 между горцами муфты и картера редуктора.
Фланец ведомой шестерни 22 имеет 12 равномерно расположенных отверстий для болтов крепления шестерни к коробке сателлитов и выточку для предотвращения проворачивания болтов, у которых для этого на головке имеется лыска. На резьбовую часть болта навертывается гайка, которая стопорится лепестковой штампованной контргайкой. Вместо лепестковой контргайки стопорение гайки может осуществляться применением анаэробного герметика УГ-6 или УГ-9.
Для смазки подшипников ведущей шестерни в картере редуктора имеются масляные каналы. В верхний масляный канал 3 масло попадает из маслоприемной трубки 2, установленной свободно в картере редуктора и застопоренной болтом и стопорной пластиной. Тарелка, пружина и резьбовая пробка обеспечивают поджатие маслоприемной трубки к затылку ведомой шестерни.
При больших нагрузках на задний мост ведомая шестерня отжимается ведущей шестерней. При этом нарушается правильное зацепление зубьев шестерен. Для ограничения величины отхода ведомой шестерни в картере редуктора установлен упор. Ом состоит из стального винта 1, на носок которого устанавливается втулка со стопорным кольцом. Для правильной установки на наружном конце винта имеются паз под отвертку и контргайка.
В горловине картера редуктора с правой стороны имеется резьбовое отверстие, которое закрывается пробкой 12. В это отверстие(контрольное) заливается масло. Его используют как смотровой люк для проверки состояния зубьев ведущей шестерни.
Дифференциал состоит из крестовины 21, четырех сателлитов, двух шестерен полуоси 20, опорных шайб. Все это находится внутри двух коробок дифференциала.
Крестовина имеет четыре цапфы, на которых свободно установлены сателлиты. Для смазки трущихся поверхностей сателлита и крестовины па ее цапфах имеются лыски. Зубья сателлитов находятся в постоянном зацеплении с венцами шестерен полуосей, установленных свободно в отверстиях коробок дифференциала. С помощью шлицев шестерня полуоси соединена с полуосью 16. Для уменьшения износа трущихся поверхностей сателлиты и шестерни полуосей имеют стальные опорные шайбы.
Две коробки дифференциала 17, 23 соединяются болтами, установленными на анаэробный герметик УГ-6 или УГ-9. В левую коробку 23 устанавливается маслоулавливатель 24, который закреплен на коробке болтом и стопорной пластиной. Коробки дифференциала вращаются на двух конических роликоподшипниках, установленных в картер и крышку картера редуктора 19и закрепленных гайками 15. Гнезда под подшипники в картере и крышке, а также резьбу под гайки выполняют в сборе, поэтому после разборки крышки необходимо ставить на прежние места в прежнее положение. Для правильной установки крышки на торнах ее имеются два отверстия, в которые запрессованы установочные штифты так, что их конические концы выступают над поверхностью торцов.
При завертывании болтов конические выступы штифтов выдавливают металл в картере и на привалочных торцах картера остаются конические углубления по форме и расположению штифтов.
Предиатяг подшипников дифференциала регулируют гайками. Ими же регулируют положение ведомой шестерни, т. е. величину бокового зазора, а также величину и расположение пятна контакта в зацеплении шестерен. Болты крепления на крышках подшипников дифференциала могут иметь для стопорения лепестковые шайбы, устанавливаемые на заводе. Полуось фланцем крепится к ступице и центрируется относительно ступице помощью бурта.
Для предотвращения повышения давления внутри заднего моста при нагреве во время работы на картере установлен сапун.
Уход за задним мостом в процессе эксплуатации заключается в обеспечении смены смазки, контроля уровня смазки, проверке затяжки болтов крепления редуктора к картеру заднего моста и болтов крепления муфты подшипников вала ведущей шестерни, проверке состояния затяжки подшипников вала ведущей шестерни. Зацепление регулируют только при постановке новых шестерен.
Неисправности заднего моста и способы их устранения даны в табл. 1.
Похожие статьи: