Трамвайные вагоны Т-3 » Электрические аппараты цепей управления » Ограничительное реле
Ограничительное реле (рис. 1). Ограничительное реле служит для управления двигателем ускорителя.
Рис. 1. Ограничительное реле.
Устройство реле. На текстолитовой панели 1 расположен стальной П-образный сердечник электромагнита 2. На сердечнике находятся четыре обмотки. Силовая обмотка OR, состоящая из двух витков медной шины сечением 50 мм2, включена последовательно в цепь тяговых двигателей 3 и 4. Регулировочная обмотка RC включена в цепь низкого напряжения. Обмотка подготовки СР подключается к силовой цени во время выбега или торможения вагона. Прерывающая обмотка PC включена в цепь низкого напряжения.
К сердечнику притягивается якорь 3 под действием электродинамического усилия. На якоре укреплена текстолитовая пластинка 4. На пластинке винтом крепят угольный контакт 6. Регулировочная пружина 9 стремится соединить подвижной угольный контакт 6 с неподвижным серебряным контактом 8. Притянутый к сердечнику якорь оттягивает угольный контакт 6 от серебряного 8, а если якорь притянут сильно, то угольный контакт 6 соединен со вторым серебряным контактом 5. Для прохождения тока к угольному контакту 6 имеется гибкий шунт 7.
Силовая или главная обмотка OR служит для создания основного магнитного потока, который притягивает якорь реле. Если ток в других обмотках отсутствует, то якорь реле притягивается при токе силовой цепи 480—500 А.
Регулировочная обмотка RC служит для создания дополнительного магнитного потока, действующего согласно с основным магнитным потоком (созданным обмоткой OR). При наличии тока в регулировочной обмотке якорь ограничительного реле притягивается при меньшем токе силовой цепи. Регулировочную обмотку можно подключать на различное напряжение, получаемое от делителя напряжения (потенциометра) — 24; 16; 12; 8 и 0 (рис. 2).
Рис. 2. Схема потенциометра (делителя напряжения).
При замкнутых контактах JК5получим на выходе 8 В; при замкнутых контактах JК4 — 16 В, а при замкнутых JK3 и В КЗ — 24 В. При одновременном замыкании контактов JК4 и J Ко на выходе имеем 12 В, так как часть резистора RP2 закорочена и общее напряжение делится на две части. При этом будет изменяться ток уставки ограничительного реле. Током уставки называется такой ток, при котором реле срабатывает, т. е. при котором притягивается якорь реле. Как видно из табл. 9, уставка реле в два раза меньше тока силовой цепи вагона. Это объясняется тем, что обмотка реле включена лишь в одну группу тяговых двигателей.
Для удобства условно принимают за уставку реле ток силовой цепи (т. е. ток обеих групп тяговых двигателей). Этот ток показывает и подключенный в силовую цепь амперметр, который отградуирован на весь ток силовой цепи, хотя сам прибор включен только в одну из групп (3-го 2, 4-го двигателей).
Обмотка подготовки СР служит для создания дополнительного магнитного потока при режиме выбега, когда необходимо уменьшить ток силовой цепи (уставку ограничительного реле) до 30—60 А. Небольшой дополнительный магнитный поток эта обмотка создает и в режиме торможения. Уменьшение этого потока в режиме торможения объясняется тем, что обмотка СР подключается через резистор RCP. Наличием некоторого магнитного потока обмотки СР объясняется разница в уставках при режимах разгона и торможения (см. табл. 1).
Прерывающая обмотка PC служит для увеличения чувствительности реле. Она создает дополнительный магнитный поток при относительно большом воздушном зазоре между сердечником и якорем, а при уменьшении этого зазора обмотка не включена.
Благодаря этому уменьшается разница токов, при которых притягивается и отпадает якорь ограничительного реле.
Ток, проходя по обмоткам 1 реле, намагничивает сердечник. Если магнитный поток будет достаточным, то якорь реле притянется к сердечнику. При малом магнитном потоке, недостаточном для притяжения якоря, под действием пружины 9 угольный контакт 6 замыкается с серебряным контактом 8 (рис. 3, а). Через эти контакты ток цепи низкого напряжения проходит на якорь двигателя ускорителя, который вращает крестовину в направлении выведения реостатов. При выведении реостатов ток тяговых двигателей растет. Этот ток проходит по силовой обмотке реле. Когда ток достигнет значения, равного уставке реле, то якорь ограничительного реле притянется к сердечнику (растянув пружину) и контакт 6 отпадет от контакта 8 (см. рис. 3, б). Питание якоря двигателя ускорителя прекратится и двигатель тормозится, останавливая крестовину ускорителя. Выведение реостатов ускорителя приостанавливается. Тогда ток силовой цепи начинает убывать. Как только он станет меньше уставки ограничительного реле, под действием пружины 9 контакты 6 и 8 вновь замкнутся. В результате ускоритель вновь будет выводить реостаты, так как начнет работать двигатель ускорителя.
Рис. 3. Кинематические схемы ограничительного реле.
Описанные процессы проходят очень быстро — якорь реле вибрирует. Поэтому можно считать, что с помощью ограничительного реле, воздействующего на ускоритель, в силовой цепи во время пуска или торможения поддерживается неизменный ток, равный уставке реле.
Возможны случаи (при выбеге с ускорением или при частичном отпуске педали), когда ток силовой цепи окажется больше уставки реле. Тогда якорь ограничительного реле 3 притянется так, что угольный контакт 6 замкнется с серебряным контактом 5 (см. рис. 3, в). Это изменит направление вращения якоря двигателя ускорителя.
Нет равным уставке ограничительного реле. Следовательно, в этом случае ток силовой цепи поддерживается неизменным равным току уставки ограничительного реле.