Трамвайные вагоны Т-3 » Электрические аппараты цепей управления » Тепловые реле
На вагоне Т-3 используют два вида тепловых реле. Работа одного из них основана на использовании свойства биметаллических пластин изгибаться при повышении температуры. Биметаллическая пластина состоит из двух спаянных пластин разных металлов с неодинаковым коэффициентом удлинения. Тогда, если при нормальной температуре длина пластины из одного металла равна длине пластины из другого металла, то при повышении температуры одна из этих пластин будет длиннее другой. Поскольку же обе пластины спаяны, то такое неравномерное удлинение этих пластин вызовет изгиб всей биметаллической пластины. Па этом свойстве основана работа теплового реле цепей стрелки.
Во втором реле используют свойство удлинения проводника от его нагревания проходящим по нему током. На использовании этого свойства основана работа прерывателя сигнала поворота.
Реле защиты цепей стрелки. Реле служит для отключения цепи стрелки при длительном (свыше 10—15 с) прохождении тока по этой цепи.
Реле имеет карболитовый корпус 1 (рис. 1) с крышкой, две или три биметаллические пластины 2, проволочные резисторы 3, навитые на биметаллические пластины, кнопку для включения реле 4 и низковольтные контакты 5.
Рис. 1. Тепловое реле защиты стрелки: а — общий вид; б — схема.
При работе цепи стрелки часть тока ответвляется в резисторы теплового реле. Резисторы нагреваются и нагревают биметаллические пластины, которые постепенно изгибаются. Через 10—15 с они изогнутся настолько, что разомкнут контакты. Цепь обмотки контактора стрелки SV отключится и при последующем нажатии кнопки «Стрелка» контактор SV включаться не будет.
Для приведения реле в рабочее положение необходимо после остывания биметаллических пластин (т. е. спустя несколько секунд) нажать кнопку 4, расположенную на крышке. Реле тепловой защиты цепи стрелки находится в кабине, рядом со щитком предохранителей.