Автопоезд МАЗ » Двигатель » Требования к двигателю и основные пути их обеспечения
К основным требованиям, предъявляемым к двигателям современных автопоездов, следует отнести обеспечение необходимых тягово-скоростных свойств, высокой топливной экономичности, небольшого уровня дымности и токсичности отработавших газов, низкого уровня шума, незначительного расхода смазочного материала, небольших затрат на техническое обслуживание и ремонт, а также удовлетворение общих требований (малые габаритные размеры и масса, удобство обслуживания и ремонта, надежность и т. п.).
Результаты исследований показывают, что для отечественных магистральных автопоездов рекомендуется принимать значения удельных мощностей (отношение мощности двигателя к полной массе автопоезда) в пределах 6,5 — 7,6 кВт/т. Двигатели, обеспечивающие указанные удельные мощности в сочетании с трансмиссией, дают возможность получить максимальную скорость движения, равную 110 — 120 км/ч, оптимальные технико-экономические показатели работы автопоезда.
Дальнейшему повышению мощностных и экономических показателей двигателей Ярославского моторного завода, установленных на автопоездах МАЗ, способствует использование турбонадува с промежуточным охлаждением надувочного воздуха, когда температура воздуха, поступающего из турбокомпрессора, снижается воздушным радиатором или теплообменником, охлаждаемым водой, а также непосредственное впрыскивание топлива с увеличенной энергией впрыскивания, установка муфты отключения вентилятора, тахометра частоты вращения коленчатого вала двигателя с указанными зонами экономичных режимов работы двигателя и т. п.
Характер протекания скоростной характеристики двигателя (зависимость эффективной мощности, крутящего момента и удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала) значительно влияет на тягово-скоростные свойства автомобиля и его топливную экономичность. Поэтому рациональному подбору характеристик двигателя уделяется большое внимание.
В настоящее время наблюдается тенденция к снижению номинальной частоты вращения коленчатого вала и увеличению крутящего момента. Более пологая характеристика мощности и более крутая характеристика крутящего момента со сдвинутым влево максимумом позволяют значительно повысить приспособляемость двигателя, снизить удельные расходы топлива, потери на трение и насосные потери, а также получить более благоприятное протекание скоростной характеристики двигателя.
Установленные на автопоездах двигатели ЯМЗ имеют V-образное расположение цилиндров, что дает возможность уменьшить длину двигателя по сравнению с двигателем с рядным расположением цилиндров на 30%, а массу — на 25%, не снижая его мощности. Это, в свою очередь, позволяет осуществить рациональную компоновку автомобиля с размещением в наиболее доступных местах агрегатов и узлов двигателя, которые необходимо периодически обслуживать. К таким агрегатам прежде всего относятся элементы топливной аппаратуры и смазочной системы.
Следует отметить, что, несмотря на то, что конструкция дизелей достигла значительного совершенства, во многих странах, в том числе и в нашей стране, проводится работа по доводке газотурбинного двигателя. Это объясняется тем, что газотурбинные двигатели большой мощности обладают значительными преимуществами по сравнению с двигателями других типов.
Основные преимущества газотурбинного двигателя следующие: хорошая приспособляемость к внешней нагрузке; малая масса, небольшие габаритные размеры и высокая удельная мощность;
многотопливность;
легкий пуск при низкой температуре окружающего воздуха; небольшой уровень токсичности отработавших газов; динамическая уравновешенность, вследствие отсутствия возвратно-поступательно движущихся частей; низкий уровень шума.