Трамвайные вагоны Т-3 » Вспомогательное электрическое оборудование » Оборудование световой сигнализации и зуммер
Вагой Т-3 оборудован внешней световой сигнализацией: габаритными фонарями, стоп-сигналами, сигнализацией поворота.
К внутренней сигнализации вагона Т-3 относят: световые сигналы на пульте водителя. Габаритные фонари расположены по верхней передней части правого и левого бортов вагона и на задней торцовой стенке в нижней части справа и слева. Для освещения используют лампочки BalSS (мощностью по 5 Вт) чехословацкого производства или А24-3 (мощностью по 6,8 Вт) производства СССР. Включение габаритных фонарей происходит при включении низковольтного освещения выключателем на пульте водителя.
Следует заметить, что передние габаритные фонари совмещены с фонарями сигнализации поворота, а задние — с фонарем стоп- сигнала и сигнализации поворота (рис. 1).
Рис. 1. Задний сигнальный фонарь.
Для стоп-сигналов (сигналов, включаемых при действии любого из тормозов) используют лампочки Bal5S (мощностью по 15 Вт) производства ЧССР или А24-21 (мощностью по 20 Вт) производства СССР с цоколем 1 LI115. Эти же лампочки используют и для сигнализации поворота.
В качестве сигнала напряжения контактной сети применяют лампочку тлеющего разряда 94152 Bal5d. Она включается непосредственно к напряжению контактной сети через резистор с сопротивлением 1 МОм, присоединенный к проводу, идущему от предохранителя освещения.
Остальные световые сигналы, установленные на пульте водителя, низковольтные. Для них использованы патроны и лампочки на 24 В Ba9S (мощностью 3 Вт) или А24-1 (мощностью 2,5 Вт). Эти лампочки подключены через резисторы (1 Вт, 7 Ом), которые припаяны непосредственно к проводу вблизи патрона. Назначение резисторов заключается в уменьшении напряжения, подаваемого к сигнальным лампочкам на пульте. Это увеличивает их срок службы и необходимо поскольку при выключении управления и в ряде других случаев напряжение оказывается значительно выше номинального (главным образом за счет токов самоиндукции вследствие высокой индуктивности ряда потребителей низкого напряжения — особенно обмоток тормозных приводов). Сигнальные лампочки пульта расположены внутри колпачков с цветными стеклами.
Сигнализация работы колодочных тормозов имеет три лампочки, одна из которых сигнализирует, что заторможена первая тележка, вторая — торможение второй тележки и третья — торможение второго вагона при работе вагонов по системе многих единиц.
Сигнализация дверей имеет одну лампочку, которая сигнализирует красным светом в случае, если хотя бы одна дверь вагона или поезда, работающего по системе многих единиц, открыта.
Сигнализация ускорителя сигнализирует о нахождении ускорителя на реостатных позициях, т. е. на позициях 1—80. Если же разгон вагона на реостатных позициях уже закончился, то этот сигнал гаснет. Такая сигнализация помогает водителю, главным образом, при въезде на подъем, когда с целью избежания перегрева ускорителя рекомендуется езда с выведенными реостатами.
Сигнализация дальнего света фар включена одновременно с работой дальнего света фар. Эта сигнализация служит для напоминания водителю, что светом фар своего вагона он ослепляет водителей встречного транспорта, и если нет необходимости в усиленном освещении пути, то дальний свет фар следует отключить.
На вагоне Т-3 при работе сигнала поворота одновременно на пульте включена на мигающий свет сигнальная лампочка, Таких лампочек две — отдельно для включенного сигнала «Направо» и отдельно для сигнала «Налево».
Зуммер. Для связи салона с водителем и для сигнализации отсутствия напряжения контактной сети в кабине водителя в ящике предохранителей имеется зуммер, издающий звуковой сигнал. Он работает от тока низкого напряжения, рассчитан На напряжение 24 В.
Зуммер (рис. 2) имеет карболитовое основание и крышки. На основании крепят электромагнитную катушку со стальным сердечником и обмоткой, состоящей из 2400 витков изолированного провода диаметром 0,18 мм. По бокам от катушки расположены две стальные стойки, на которых укреплена стальная мембрана, имеющая толщину 0,3 мм и диаметр 50 мм. К нижней части мембраны приклепана латунная пластинка.
Рис. 2. Зуммер:
1, 9 — стойки; 2 — соединительная планка; 3 — латунная пластинка; 4 — регулируемый контакт; 5 — мембрана; в — фасонная гайка; 7 — сердечник; 10 — зажимы; 11 — карболитовое основание.
Она предотвращает «залипание» мембраны к сердечнику и ограничивает ход мембраны с целью обеспечения нормального расстояния мембраны от сердечника. Выше мембраны на стойках закреплена соединительная планка, на которой в середине установлен регулируемый винтовой контакт, касающийся мембраны. Для изоляции соединительной планки от мембраны планка крепится прокладками из изоляционного материала. Одна из стоек имеет большую высоту для крепления на ней гайкой карболитовой крышки. Проводники от обмотки катушки соединяют с зажимами, при помощи которых зуммер подключают к цени.
При нажатии кнопки в салоне или при отключении контактора заряда включается цепь зуммера. При прохождении тока по обмотке сердечник намагничивается,мембрана притягивается к сердечнику. При притянутой мембране контакт между регулируемым винтом и мембраной размыкается, что приводит к размагничиванию цепи катушки сердечника. Тогда упругая стальная мембрана стремится занять первоначальное положение. Как только это положение будет достигнуто, вновь создастся контакт и замыкается цепь обмотки катушки. Таким образом создается вибрация мембраны и зуммер издает гудящий звук.