Трамвайные вагоны Т-3 » Вспомогательное электрическое оборудование » Оборудование электрического освещения
Люминесцентное освещение вагона Т-3. На вагонах первых выпусков использовалась схема люминесцентного освещения (рис. 101) с реле В и последовательно включенным резистором R. Вагон имеет шесть групп ламп люминесцентного освещения (на рис. 1 показана одна группа, поскольку все группы по схеме аналогичны), включенных через балластный резистор R на напряжение контактной сети (550—600 В). Каждая группа содержит две трубки люминесцентного освещения. Все эти группы подключают через переключатель PPZ, с помощью которого можно изменять направление тока в трубках люминесцентного освещения (изменять полярность). Изменять полярность необходимо, поскольку для питания используется постоянный ток (в городских цепях, где применяют переменный ток частотой 50 Гц, полярность изменяется 100 раз в секунду).
Рис. 1. Схема люминесцентного освещения с реле.
Если же полярность не изменять, то люминесцентные лампы сначала начинают светиться не полностью, оставаясь темными с одного конца, а затем вообще не светятся из-за потери эмиссии. Практически переключение полярности необходимо производить не реже чем через каждый час работы освещения. Для обеспечения порядка и возможности контроля переключение полярности обычно производят на каждой конечной станции (если время проезда по маршруту в один конец не более одного часа), если движение по маршруту в один конец от одной станции до другой более часа — в дополнительных пунктах пути. Более частые переключения полярности для люминесцентных ламп безвредны.
При включении освещения переключателем PPZ одна из люминесцентных ламп замкнута контактами реле В. На другую лампу (трубку) подается повышенное напряжение, что приводит к ее зажиганию. Поскольку при этом через обмотку реле В проходит ток, то контакты реле В разомкнутся, подключив напряжение на вторую трубку группы. Это приводит к зажиганию второй трубки. Таким образом в каждой из шести групп сначала зажигается одна лампа, затем — обе лампы.
Поскольку контакты реле люминесцентного освещения в эксплуатации работали недостаточно надежно, на вагонах более поздних выпусков используют схему бесконтактного зажигания. Каждая группа бесконтактного зажигания состоит из двух ламп (25 Вт,220 В).
Лампы помещены в плафонах освещения (по одной в каждом плафоне). В одном плафоне каждой группы дополнительно размещают обмотку индуктивности, конденсатор и резистор обогрева (рис. 2). Общий переключатель служит для включения И выключения люминесцентного освещения и для изменения полярности.
Рис. 2. Схема люминесцентного освещения с бесконтактным включением.
Переключатель имеет две дополнительные позиции. Подогрев — для включения обогревателя плафона в холодное время. Это необходимо, так как при низких температурах не происходит зажигания люминесцентного освещения. При установке переключателя в положение Освещение напряжение с контактного провода подается на зажимы обмотки индуктивности, люминесцентные лампы (трубки) и резистор обогрева. В этом случае напряжение оказывается недостаточным для зажигания люминесцентных ламп. Поэтому по основному контуру, т. е. через лампы люминесцентного освещения ток не проходит. Ток проходит только на заряд конденсатора. Ток заряда конденсатора проходит часть обмотки индуктивности. Обмотка индуктивности играет роль автотрансформатора и во второй ее части наводится индуктивная ЭДС. Вторая часть обмотки имеет больше витков, чем первая, полученный при этом импульс напряжения оказывается достаточным для зажигания люминесцентных ламп. Когда конденсатор зарядится полностью, ток заряда не проходит, а от сети течет ток, поддерживающий работу люминесцентных ламп, к которым приложено номинальное напряжение.
При установке переключателя в положение Подогрев (отопление) напряжение контактной сети попадает на зажимы резистора подогрева. Внутреннее пространство плафона нагревается. После прогрева, когда температура будет достаточной. Для зажигания, переключатель необходимо перевести в положение «Освещение». В этом случае происходит зажигание люминесцентного освещения. Технические данные лампы следующие:
Мощность……………………………………………………25вт
Конденсатор ……………………………………………….8 мкф, 1000в
Резистор обогрева плафона ………………………….380в, 190вт, 0.5А
Индуктивная обмотка ………………………………….3000/50 в
Напряжение ………………………………………………..600в
Ток одной ветви ………………………………………….0,280А
Мощность резистора:
добавочного ……………………………………………59,58 Вт
обогревателя …………………………………………..118,5
Общая потребляемая мощность при работе освещения 1000.