Трамвайные вагоны Т-3 » Электрические аппараты защиты » Плавкие предохранители
Вспомогательные высоковольтные цепи и цепи управления вагона защищаются от токов короткого замыкания плавкими предохранителями. В основном плавкие предохранители смонтированы на щитках предохранителей, установленных в кабине водителя с правой стороны пульта управления. Плавкие предохранители цепи стрелки и общий предохранитель высоковольтных вспомогательных цепей (рис. 1, а) смонтированы в шкафу ускорителя. Плавкие предохранители двигателя управления, радиоусилительной установки, общий предохранитель аккумуляторной батареи располагаются в шкафу под задней площадкой у аккумуляторной батареи. Плавкий предохранитель устанавливают в цепи провода, подводящего напряжение к потребителю (двигатель-генератору, резистору стрелки, общий провод и т. д.).
Рис.1. Щиток плавких предохранителей:
1 — изоляционное основание; 2 — предохранитель цепи двигатель-генератора (на 20А); 3 — предохранитель цепи калорифера (на 10А); 4 — предохранитель освещения салона (на 10А); 5, 6 — предохранители отопления (на 10А); 7, 18, 21 , 22 — контактные зажимы; 8, 26 — перегородки; 9 — изоляционное основание; 10 — предохранитель освещения щитка и панелей (на 6А); 11 — предохранитель аварийного освещения (на 6А); 12 — предохранитель цепи звонка (на 6А); 13 — предохранитель целей сигнализации барабанного тормоза и дверей (на 6А); 14 — предохранитель освещения кабины, маршрутных указателей и приборов (на 6А); 15 — предохранитель фар (на 6А): 16 — предохранитель сигнализации габаритов (на 6А); 17 — предохранитель зуммера, стоп-сигналов (на 6А): 19, 31, 33, 34 — резервные предохранители; 20 — предохранитель цепей стеклоочистителя сигнала поворота (на 10А); 23, 24 — предохранитель дверей (на 10А); 25 — предохранитель привода барабанного тормоза (40А): 27 — предохранитель управления (на 15А); 28 — предохранитель управления (на 20А); 29, 30 — предохранители рельсовых тормозов (на 20А).
При пусковых токах потребителя и при токах перегрузки предохранитель обычно не сгорает, так как его нагрев происходит сравнительно медленно. При коротком замыкании ток сильно возрастает, выделение тепла увеличивается в квадратной зависимости и происходит быстрое сгорание предохранителя. По принципу гашения дуги плавкие предохранители, применяемые на вагонах «Татра», бывают закрытого и открытого типов. В закрытых предохранителях для быстрейшего охлаждения дуги, возникающей при перегорании вставки, последняя помещается в закрытую трубку, засыпаемую мраморной крошкой, кварцевым песком или порошком магнезии. Закрытые плавкие предохранители применяются в высоковольтных цепях.
В открытых предохранителях мощность дуги, возникающей при перегорании вставки, невелика, поэтому она охлаждается и гаснет на атмосферном воздухе (рис. 1, б).
Закрытый предохранитель (рис. 2, а) представляет собой фарфоровую или фибровую трубку 1, с помещенной в нее калиброванной медной проволокой 2, которая и является плавкой вставкой. С торцов на трубку надевают медные облуженные колпачки 3. Концы проволоки-вставки припаивают к колпачкам.
Внутрь трубки помещен наполнитель, в качестве которого используют кварцевый песок или порошок магнезии.
Трубку с колпачками с усилием вставляют в пружинящие контактные зажимы, закрепленные на щитке предохранителей. При появлении в защищаемой цепи тока выше допустимого проволока плавится, разрывая цепь и наполнитель, быстро заполняя образовавшееся пространство, гасит дугу.
При отсутствии наполнителя или при установке проволоки- вставки снаружи трубки возникшая при перегорании дуга не . гаснет, окружающий воздух ионизируется, и возможно появление перебросов дуги на заземленные и токонесущие части оборудования. Использовать подобные «предохранители» нельзя.
Рис.2. Плавкие предохранители:
а — закрытый предохранитель (высоковольтный);
б — открытый предохранитель (низковольтный);
в — зависимость времени плавления вставки предохранителя от тока.
Низковольтные предохранители — открытого типа (рис. 2, б) выполнены в виде фибровых пластин 4 с контактными обоймами 5, к которым припаяны медные проводники 2 — плавкие вставки. Своими обоймами предохранитель вставляется в контактные пружинящие щечки, укрепленные на щитке. В зависимости от величины тока, па которую рассчитан предохранитель, для изготовления плавких вставок используют провода различного сечения, а количество параллельно включенных проводников колеблется от одного до трех.