Трамвайные вагоны Т-3 » Электрические аппараты защиты » Защита от грозовых разрядов
Грозовые разряды, возникающие вблизи контактной сети, могут оказывать очень сильное влияние на электрооборудование трамвайных вагонов. Во-первых, возможны прямые удары молнии в контактный провод, что создает в нем местный потенциал в несколько сотен тысяч вольт; во-вторых, возможно индуктивное влияние молнии на контактный провод при помощи электростатических и электромагнитных полей, создающее также местную концентрацию зарядов с потенциалом в несколько десятков тысяч вольт. После разряда молнии сконцентрированные электрические заряды стремятся разрядиться на землю с прохождением через устройства подстанции или через находящийся на участке трамвайный вагон.
Возникает движение по контактному проводу волны зарядов высокого потенциала, идущей к ближайшей подстанции и вагону. Поэтому аппаратура, машины и провода трамвайного вагона могут подвергаться воздействию грозовых разрядов, даже находясь на некотором удалении от места возникновения молний. Грозовые разряды представляют большую опасность, так как вследствие высокого потенциала может происходить пробой изоляции. Скорость нарастания потенциала очень велика, поэтому установка релейных устройств не обеспечивает своевременности срабатывания. В связи с этим на трамвайных вагонах устанавливают специальные защитные устройства от перенапряжений.
Общим принципом действия защитных устройств является отвод волны перенапряжений в землю при помощи пробоя специально подготовленного воздушного искрового промежутка, минуя цепи вагона. Величина искрового промежутка рассчитывается так, чтобы он не оказывал влияния на работу схемы вагона даже при некотором превышении нормального напряжения контактной сети, но пробивался бы при подходе волны перенапряжений.
На вагонах Т-3 устанавливают вилитовый разрядник GZM0,9 (рис. 1, а), принцип действия которого основан на свойстве материала вилита изменять сопротивление в зависимости от приложенного напряжения. При низком напряжении его сопротивление велико, при повышении до определенного предела — резко уменьшается.
Рис. 1. Вилитовый разрядник:
а — конструкция; б— схема разрядника с искровым промежутком; схема включения вилитового разрядника.
В разряднике два вилитовых диска соединены последовательно с искровым промежутком (рис. 1, б). Провода от разрядника соединяют — один с токоприемником, другой с рамой вагона (заземляют). При номинальном напряжении ток из-за большого сопротивления вилита через грозоразрядник не проходит. При перенапряжениях ток пробивает воздушный промежуток и свободно проходит через вилит. После пропускания импульса тока напряжение снижается до номинального и вилитовые диски восстанавливают свое сопротивление. Разрядник готов к дальнейшей эксплуатации. Разрядник может срабатывать 8—9 раз.
Вилитовый разрядник (см. рис. 1, а) помещен в фарфоровый корпус 6, в котором находятся два вилитовых диска 7, два магнита 8, создающих магнитное поле для гашения дуги, образующейся в искровом промежутке. Комплект искрового промежутка 2 состоит из медных и изоляционных шайб. Провод от токоприемника подключается к шпильке 5. Металлический фланец 1 заземлен. Пружина 3 создает плотный контакт между деталями. При срабатывании разрядника внутренние изоляционные детали выделяют газы, способствующие гашению дуги. Обычно их давление невелико, но при пробое вилита оно может резко повыситься. Чтобы корпус не взорвался, предусмотрено предохранительное устройство 10, срабатывающее при давлении 2—5 кгс/см3. Для уплотнения разрядник имеет прокладки 4, выполненные из озоностойкой резины. Разрядник расположен на крыше вагона на резиновых амортизаторах.