Реостаты
На трамвайных вагонах Т-3 в силовой цепи в качестве пуско-тормозных реостатов используют ленточные элементы реостатов ускорителя, а также демпферные реостаты R1 и R2. Реостаты R1 и R2 ограничивают пусковой ток и обеспечивают плавный пуск вагона, а также разгрузку тяговой передачи от динамических нагрузок. Реостаты R1 и R2 смонтированы на одной раме 1 (рис. 1, а) с резисторами RV стрелки.
Рис. 1. Реостаты: а — конструкция; б — схема соединения элементов
Рама имеет кронштейны 4, на которых установлены фарфоровые проходные изоляторы 5. Па этих изоляторах рама подвешена в шкафу ускорителя к поперечным кронштейнам. Элементы 2 реостатов соединены по схеме рис. 1, б.
Элементы реостата изготовлены из сплава с высоким удельным сопротивлением (кантала ДСД) и изолированы от рамы 1 проходными изоляторами 3.
Рис.2. Элемент реостата.
Прочитать остальную часть записи »
Токоприемники
На вагонах Т-3 установлены двухполозные токоприемники КЕ-13. Токоприемник состоит из основания 5 (рис. 1), двух нижних 4, 6 и двух верхних 1, 3 подвижных рам, токосъемной головки 2, пружинного механизма (барабана) для подъема и опускания, защелки для фиксации токоприемника в опущенном состоянии.
Рис. 1. Токоприемник KE-13.
Токоприемник монтируют на крыше вагона на четырех опорных изоляторах 9, представляющих собой резиновые амортизаторы (сайлент-блоки). Изоляторы укреплены па деревянных брусках, которые установлены на металлических скобках, приваренных к крышевым дугам кузова.
Основание токоприемника наготовлено из четырех стальных уголков, соединенных между собой сваркой. На продольных уголках основания расположены короткие цапфы, на которых укреплены шарикоподшипники. В них вращаются стальные трубчатые главные валы нижних подвижных рам. Последние выполнены из профильной листовой стали. Верхние концы этих рам шарнирно соединены с верхними рамами, которые сварены из стальных труб. Для создания жесткости конструкции верхние рамы имеют диагональные связи.
Шарнирное соединение нижних и верхних рам состоит из держателя, в котором укреплен шариковый подшипник. Внутреннее кольцо этого подшипника насажено (на ось, пропущенную через отверстия наконечника верхней рамы. На ось помещена втулка и на резьбовую часть оси навинчена гайка. К держателю винтами прикреплены крышки. Держатель укреплен к трубе нижней рамы болтом, под головку которого помещен наконечник медного шунта. Второй конец шунта соединен с верхней рамой. По шунтам проходит ток от верхних рам к нижним.
Верхние концы рам имеют наконечники, шарнирно соединенные между собой, а также связанные с механизмом токосъемной головки. Последняя состоит из двух корытообразных элементов, укрепленных на шарнире верхних рам. На верхнем элементе винтами крепит две контактные полосы из алюминия. В канавку, образованную двумя алюминиевыми полосами, закладывают сухую графитовую смазку.
В вертикальном направлении токосъемная головка удерживается нажимными пальцами 10, к концам которых крепят пружины 11, допускающие поворот головки в оба направления до 15°. В горизонтальном направлении токосъемная головка удерживается параллелограммом из рычагов, смонтированных в ее средней части.
На главных валах укреплены рычаги, к которым посредством шарниров крепят две цилиндрические пружины 8. Эти пружины при опушенном токоприемнике растянуты; стремясь сжаться.
Они поднимают подвижные рамы. Концы пружины с большим натягом навернуты на держатели. Натяг пружин регулируют болтами шарнирного устройства. Главные валы соединены между собой тягой 7, которая обеспечивает одновременный поворот главных валов, а следовательно, и рам токоприемника.
Прочитать остальную часть записи »
Низковольтные вспомогательные машины
На вагоне Т-3 используют электрические, низковольтные машины постоянного тока с номинальным напряжением 10,5; 14 или 24 В. К этим машинам относят электродвигатели привода дверей, ускорителя и вспомогательных цепей.
Электродвигатель привода дверей. Для привода открывания и закрывания дверей на вагонах Т-3 используется электродвигатель AS-7 с последовательным возбуждением.
Остов 1 (рис. 1) стальной литой прямоугольной формы с двумя полюсами 2. Я корь 3 вращается в двух шариковых подшипниках 5 и 6, установленных в подшипниковых щитах 4 и 9 корпуса.
Рис. 1. Электродвигатель привода дверей.
Подшипниковый узел со стороны коллектора имеет глухую крышку, подшипниковый узел с противоположной стороны защищен сальниковым уплотнением 7 со сквозной крышкой в.
Токосъемное устройство состоит из двух двойных щеткодержателей 10. В каждом щеткодержателе установлено по две угольных щетки размером 8x10x25 мм. Щеткодержатели крепят к щиту корпуса.
Электродвигатель — двухполюсный и имеет две. обмотки возбуждения. При включении одной из них двери закрываются, а при включении другой — открываются.
Остов электродвигателя жестко соединен четырьмя болтами с редуктором и совместно с ним установлен на специальной подставке с бортиками в нише над входными дверями.
На хвостовик вала якоря насажена малая цилиндрическая шестерня редуктора, через который передается вращающий момент на двуплечий рычаг привода дверей.
Электродвигатель ускорителя. Его выполняют с параллельным возбуждением и применяют для привода ускорителя. С редуктором привода вал электродвигателя соединен специальным валом с фланцами.
Корпус (остов) 1 электродвигателя (рис. 2) — цилиндрический. 13 нижней части он имеет лапы для крепления. В двух подшипниковых щитах 4, 7 смонтированы подшипники 5 и 8, в которых вращается вал якоря.
Рис. 2. Электродвигатель ускорителя.
Вал имеет со стороны коллектора четырехгранную цапфу, на которую насаживается фланец соединительного вала. В корпусе 1 винтами укреплены два полюса 2 с катушками возбуждения.
Токосъемное устройство состоит из двух щеткодержателей 3. В каждом щеткодержателе установлено по две угольные щетки.
Прочитать остальную часть записи »
Двигатель — генератор
Двигатель-генератор с вентиляторами служит на вагонах Т-3 для подзарядки аккумуляторных батарей и питания низковольтных электрических цепей, а также для принудительного охлаждения пуско-тормозных реостатов ускорителя, электрических аппаратов и тяговых двигателей.
Двигатель-генератор (рис. 1) состоит из двух электрических машин, смонтированных в одном остове и на одном валу: двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением с номинальным напряжением 600 В и генератора постоянного тока с параллельным возбуждением с номинальным напряжением 32 В.
Рис. 1. Двигатель-генератор SMD-16.
Остов двигатель-генератора стальной литой, в средней части имеет вентиляционную решетку для засасывания воздуха. В сечении остов имеет круглую форму. В верхней части остова предусмотрено четыре прилива-лапы для крепления двигатель-генератора к раме кузова. Со стороны двигателя к остову болтами крепят четыре главных, четыре добавочных полюса. Катушки возбуждения главных и добавочных полюсов соединяют последовательно с обмоткой якоря двигателя. Добавочные полюсы электродвигателя обеспечивают надежную работу щеточного механизма как при наибольшем напряжении на зажимах двигателя, так и при наибольшей нагрузке генератора. Сердечники главных полюсов набраны из листов электротехнической стали толщиной 2 мм, а добавочных — изготовлены из сплошной стали.
Генератор выполнен без добавочных полюсов и имеет только четыре главных полюса.
На валу смонтированы два якоря (двигателя и генератора). Он вращается в шариковых подшипниках, которые установлены в стальных литых подшипниковых щитах. Внутреннее кольцо подшипника со стороны генератора жестко зафиксировано на валу якоря. Подшипниковые узлы смазывают через масленки.
На обоих концах вала якоря специальными фланцами крепят два вентилятора. На подшипниковых щитах установлены два воздуховода, подсоединяемые к воздуховодам кузова фланцами.
Прочитать остальную часть записи »
Подшипниковые щиты
Подшипники тягового двигателя, в которых вращается вал якоря, смонтированы в подшипниковых щитах. Через них передаются все усилия от вала на остов. Подшипниковые щиты плотно пригоняют к расточкам горловин в торцовых стенках остова. Подшипниковый щит со стороны коллектора (передний) крепят к горловине остова девятью болтами М12Х35. Он состоит из корпуса 1 (рис. 1, а), буксы 2, крышки 3, однорядного роликового радиально-упорного подшипника 4 типа NU3Q8/C3, лабиринтового кольца 5, вентиляционной решетки 10, масленки 7 для закладывания смазки.
Рис. 1. Передний (а) и задний (6) подшипниковые щиты.
Радиально-упорный подшипник воспринимает все осевые воздействия вала на подшипниковый щит. Этот подшипник имеет двухбуртное наружное кольцо, однобуртное внутреннее кольцо и добавочное кольцо 9, удерживаемое тремя болтами шайбой 6. С другой стороны внутреннее кольцо подшипника фиксируется на валу дистанционной втулки. Такая конструкция позволяет снять передний подшипниковый щит без снятия внутреннего кольца роликоподшипника. Размеры подшипника NU308/C3 следующие: внутренний диаметр 40 мм, наружный 90 мм, ширина подшипника 23 мм, ширина подшипника с добавочным кольцом 30 мм.
Охлаждающий воздух через мех, устанавливаемый на корпус щита, и решетку 10 подается к якорю. Для удобства осмотра коллектора и токосъемных устройств передний щит снабжен коллекторными крышками. Сверху и снизу щит имеет радиальные продольные отверстия для крепления кронштейнов щеткодержателей. К переднему подшипниковому щиту крепят переходные муфты с резиновыми втулками для вводных и выводных проводов обмоток якоря и добавочных полюсов.
Задний подшипниковый щит (рис. 1, б) крепят к остову девятью болтами M12x35. Роликовый радиальный подшипник 4 NU310/C3 с наружным диаметром 110 мм, внутренним 50 мм и шириной 27 мм воспринимает только радиальные нагрузки. Внутреннее кольцо подшипника может перемещаться в осевом направлении относительно наружного кольца. Это необходимо для беспрепятственного удлинения вала якоря при его нагревании, а также для исключения вредного влияния на работу подшипников некоторых возможных неточностей в процессе сборки машины. Внутреннее кольцо подшипника удерживается на валу якоря с одной стороны маслоотбойным кольцом 13, с другой торцом фланца 12. Наружное кольцо подшипника упирается в буртик корпуса 1 и прижимается сквозной крышкой с лабиринтовыми уплотнениями.
На коническом хвостовике вала якоря установлен фланец с предохранительной гайкой и шайбой. К фланцу 12 якоря на болтах крепят барабан колодочного тормоза, имеющий специальные ребра, отсекающие воду от двигателя при прохождении вагоном путей, залитых водой. Корпус заднего щита снабжен приливом для крепления кронштейна тормозных колодок с накладками.
Прочитать остальную часть записи »